Понедельник, 29 апреля, 2024

Крылья над Тернопольщиной: использование авиации во время I-мировой войны

События I-мировой войны стали наиболее масштабными военными столкновениями в мировой истории. На полях войны столкнулись 70 миллионов французов, англичан, русских, сербов и других народов с немцами, австрийцами, турками, болгарами. Война продолжалась четыре года и завершилась разгромом государств Тройственного союза: Германии, Австро-Венгрии, Болгарии, Турции. Военные действия, как часто бывает, подтолкнули развитие технических изобретений. Одним из самых смертоносных стало использование авиации для разведки, бомбардировки, защиты своей территории, транспортировки грузов и других целей. Наряду с другими участками фронта, авиация успешно применялась на Тернопольщине. Подробнее об этом расскажет издание ternopil-future.com.ua.

Начало войны

Как рассказывают авторы труда «Крылья над Галицией» Я. Янчак и А. Козицкий, большую европейскую войну ожидали, но она все же пришла неожиданно. Газета «Киевлянин» писала о начале войны: «Клуб больших событий, разворачиваясь с ужасной стремительной скоростью, привел к массовому столкновению европейских народов к той грандиозной войне, к которой великие европейские государства неукоснительно готовились, которую предсказывали, которую… надеялись избежать». Войну предсказывали и ждали. Писатель Герберт Уэллс еще в 1908 г. опубликовал свой роман-утопию «Война в воздухе». Впоследствии произведение перепечатало несколько российских газет, в т. ч. и киевская газета «Последние новости». В анонсе к роману редакция газеты отмечала, что «Знаменитый ученый с чрезвычайной прозорливостью предусмотрел и описал происходящие сейчас события, мы считаем своевременным дать нашим читателям перевод этой чрезвычайно интересной книги. Думаем, что чтение этого романа сейчас будет… не только интересным, но и поучительным».

Австрийские авиационные силы в Тернопольской области

Австрийская авиация была самой слабой из всех стран-участниц войны. Собственных разработок самолетов австрийцы не имели, а потому покупали их у Германии или производили по лицензии. И это при том, что авиация удачно развивалась на австрийских землях. Детальнее о ее первых шагах на Тернопольщине читайте здесь.

Австрийский план мобилизации в случае войны с Россией предусматривал расположение на землях Галиции 3-х военных авиационных подразделений. Первый, получивший название Флик – 1, был переведен из Вены в Станиславов (Ивано-Франковск). Еще два – Флик 14 и 11 должны были прибыть из австрийского города Гориция, во Львов. Команда Флик 1 прибыла в Станиславов 13 августа 1914 г. А уже на следующий день авиаторы совершили путешествие по Галиции с целью найти удачное место для расположения. Поэтому 14-19 августа подразделение находилось в Тернополе. А 19-22 августа авиаторы были в Чорткове, чтобы снова вернуться в Станиславов. Этот отряд имел в своем составе 4 самолета «Ленер Ц» («Lоhnег С») с двигателями «Даймлер 85», которые обслуживали 10 офицеров, 50 подофицеров и солдат.

Другие авиаподразделения были переброшены во Львов, а далее в связи с наступлением российской армии в Перемышль и далее в Краков.

Нагрудна відзнака російського пілота. Фото з книги “Крила над Галичиною”

Российские подразделения в войне

Авиационный флот Российской империи был самым большим в мире. Он к началу войны насчитывал 263 самолета. Но они находились в эксплуатации уже несколько лет, поэтому на время войны начали ломаться. Они были изготовлены в России по французской лицензии, но как часто бывало в этом государстве, низкая квалификация рабочих и использование неподходящих материалов на предприятиях способствовали быстрому износу авиационной техники. Также россиянам не хватало транспорта для дозаправки и перевозки сломанных самолетов в мастерской, довозки запчастей и боеприпасов. А потому их количественное преимущество не переросло в качественное.

Фото з книги “Крила над Галичиною”

Тем не менее, российская авиация, которая осуществлявшая поддержку сухопутных сил в Галиции, значительно превосходила австрийские силы. Командованию Юго-Западного фронта, действовавшего на этом направлении, были подчинены 7-й, 8-й, 9-й, 11-й, 12-й корпусные авиаотряды, а также 3-й полевой авиационный отряд. В частности, в районе Львова (Тернополь был захвачен в первые дни войны) действовал 11-й корпусный авиационный отряд штабс-капитана Петра Нестерова и 9-й корпусный авиационный отряд штабс-капитана Воротникова. Россияне сосредоточили на этом участке фронта 93 самолета. А также имели резерв из добровольцев из Одесского авиаклуба, владевших 6 аэропланами. Также россияне могли похвастаться опытными авиаторами, значительную часть которых составляли украинцы.

Петро Нестеров. Фото з книги “Крила над Галичиною”

«Илья Муромец» в Бучаче и Язловце

Одним из важнейших российских авиационных изобретений стал самолет «Илья Муромец», конструктором которого был Игорь Сикорский (считал Украиной частью Российской империи и не поддерживал украинские освободительные движения). Уже летом 1916 г. самолеты «Илья Муромец», которые могли поднимать 520 кг бомбового груза, оказывали поддержку пехоты на территории Галиции. Они бомбили стратегические объекты и опорные пункты, скопления войск противника. Результативны были их атаки на железнодорожные станции Бучач и Язловець (Тернопольщина). Здесь были уничтожены в воздух вагоны с боеприпасами, уничтожены железнодорожные пути и станционные здания.

Російський літак «Ілля Муромець». Фото з книги “Крила над Галичиною”

Хотя данный самолет проектировался как бомбардировщик, он мог успешно отбиваться от тогдашних истребителей. Есть свидетельство о бое, который произошел в июле 1916 г. возле Львова между «Илья Муромец» и 4 немецкими «Фоккерами». Российский самолет получил повреждение в один из 4-х двигателей, но сумел дотянуть до аэродрома. Командовал этим самолетом капитан И. Лавров. Уже в апреле 1917 г. капитан погиб вылетая со своим экипажем из Микулинцев возле Тернополя. Его самолет разрушился в воздухе. Опять же сыграла роль российское качество сборки самолета и некачественный ремонт, проведенный в Виннице. Остатки самолета упали возле села Доброводы, в 25 км от Тернополя.

Фото с сайта utc-aviator

Российская истребительная авиация на Тернопольщине

Были и российские истребители. Так, русский пилот Александр Козаков с февраля 1917 г. руководил подразделением, действовавшим в районе Монастыриско-Подгайцы-Галич-Бережаны-Козова. 23 апреля этого года возле Бережан россиянин сбил первый вражеский самолет. 4 мая был сбит еще немецкий самолет, 26 мая – еще один. В общей сложности за лето 1917 г. пилот праздновал победу 5 раз.

Успешно действовал русский пилот украинского происхождения Е. Крутень. В мае 1917 г. он возглавил 2-ю боевую авиагруппу Юго-Западного фронта, действовавшую в окрестностях Тернополя.

Бомбардировка Золочева

Вот что рассказывал о боях у Тернополя пилот 2-го боевого авиаотряда М. Брагин. В июне 1917 г. шли бои под Конюхами (сейчас село Козовского района Тернопольщины). Подразделение находилось в селе Денисов, что возле Тернополя. Появилась информация о перевозке немцами вооружения и боеприпасов на участок фронта возле Тернополя. Это могло быть только с помощью железной дороги Львов-Золочев-Тернополь. Поэтому пилот решил бомбардировать станцию Золочев (61 км от Денисива). Вес самолета был уменьшен благодаря сливанию лишнего горючего. Поэтому пилоты (один пилотировал, а другой выполнял роль наблюдателя) взяли бомб на 80 кг. Освещение в кабине было устроено из двух сухих батарей и лампочки от елочного украшения. Полет проходил на высоте 800–1000 метров. Когда станция появилась по курсу самолета, наблюдатель Бонч-Бруевич сбросил две 20-фунтовые бомбы. Обе взорвались справа от станции. Со второго виража они сбросили бомбы, упавшие на железнодорожные пути между путями и взорвавшиеся. Начались взрывы вагонов со снарядами. В результате обстрела зениток пришлось сесть в Озерной (22 км от Тернополя). При посадке пилоты были обстреляны своей пехотой, но повреждения самолета были незначительными. Утром удалось вернуться в Денисов.

Фото с сайта utc-aviator

Немецкая авиация и Тернополь

27 января 1918 г. в Бресте был подписан мирный договор между УНР и Германией и Австро-Венгрией. В поддержку Украины в борьбе против большевиков вступили германские подразделения. Также прибыла австрийская императорско-королевская авиация. С марта по октябрь 1918 командование австро-германских оккупационных войск в Украине задействовало австрийские авиаподразделения Флик 18 П и Флик 25 П. Они занимались разведкой. Разведывательное подразделение Флик 25 П с 13 августа 1917 г. по начало марта 1918 г. базировалось в Березовице (южнее Тернополя), затем перелетело в Жмеринку.

Итак, во время Первой мировой войны на территории Тернопольщины происходило активное использование авиации.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.