Суббота, 27 апреля, 2024

Тернопольский ученый совершил революцию в оптических приборах

Изобретатель из Тернопольщины Александр Смакула создал универсальную формулу, которая и сегодня активно используется в очках, линзах и оптических приборах. Сообщает «Ternopil-future». При этом свое изобретение ученый из Тернопольщины придумал еще в 30-х годах прошлого века.

Детство и юность изобретателя из Тернопольщины

Александр Смакула родился в селе Доброводы Збаражского района в семье крестьян. Образование получил сначала в местной школе, впоследствии перешел в Тернопольскую украинскую классическую гимназию, которую с успехом окончил в 1992 году.

Именно во время учебы в гимназии Александр Смакула увлекся физикой и математикой, которые преподавал Мирон Зарицкий. Учитель и посоветовал талантливому ученику продолжить обучение в Гетингенском университете, который находился в Германии и был известен как главный научный центр Европы.

В 1927 году Александр Смакула получил степень доктора философии и начал работать ассистентом в физическом институте. Его непосредственным руководителем был Роберт Поль. Изобретатель имел хорошие перспективы в Германии, однако всегда хотел вернуться в Украину. В 1928 году Александра Смакулу пригласили преподавать в университете Одессы. Несмотря на сложную ситуацию в Украине, ученый вынужден был вернуться в Германию.

Изобретение, которым пользуется весь мир

В 1935 году Александр Смакула запатентовал собственное изобретение, которое он назвал «просветление оптики». Его творение широко используют в оптической сфере и сегодня.

оптика

Просветление оптики имеет целью покрытия поверхности стеклянной линзы специальным слоем пленки из определенного материала. Это позволяет значительно уменьшить отражения света от поверхности линзы и соответственно сделать более контрастным изображения.

Оптические линзы используют в микроскопах, фотоаппаратах, биноклях, телескопах и других приборах. Поэтому изобретение имело неоценимое значение не только для украинской, но и для мировой науки.

Изобретение запатентовали в Германии, где тогда проживал ученый. Однако, в канун Второй мировой войны прорыв в оптике долгое время держали в секрете. После того как изобретение официально запатентовали, выяснилось, что это первый патент в области оптики и сегодня он активно используется для производства приборов и оружия.

Стоит добавить, что «просветление оптики» не единственное изобретение ученого с Тернопольщины. Его именем также назвали научные термины: «инверсия Смакулы» и «формула Смакулы». Эти открытия позволили мировой науке выйти на новый уровень. В частности, приборы ночного видения не смогли бы выполнять свою функцию без формулы бромйодида талия. Именно благодаря украинскому ученому появились смазки, которые могут выдерживать экстремальные температуры.

В 1964 году украинский ученый возглавил лабораторию физики монокристаллов в Массачусетском технологическом университете. В то время Александр Смакула работал с Робертом Фено, которого считают революционером информатики. Своего коллегу Роберт Фено называл гением и человеком, который знает все о полупроводниках и материалах, используемых в электронике.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.