Среда, 22 мая, 2024

История железнодорожной дороги и станции в городе Бучач

В больших городах и городках все дороги ведут… на вокзал и железнодорожную станцию. Они хранят в своей памяти немало счастливых встреч и горьких расставаний. А история некоторых просто поражает, иногда пробирает до слез. Далее на ternopil-future.

С конца XIX века началось регулярное железнодорожное сообщение в Тернопольской области. Железная дорога является одним из ключевых понятий для понимания история Бучача, так как по своей сложности она уступала только пути, проложенные в Карпатах.

Предпосылки строительства

История железнодорожной станции и пути в Бучаче начинается в конце XIX века. Министерство торговли Австро-Венгрии в 1881 году издало акт, в котором рассматривался вопрос строительства последней части трансверсальной железной дороги.

Галицкая Трансверсальная железная дорога. Источник: фото wikipedia.org

Правительство предлагало 2 линии. Первая соединяла Тернополь и Гусятин, а вторая – Станиславов (ныне Ивано-Франковск) и Гусятин. Проект последнего уже активно разрабатывался до 1880, правда, по неизвестным причинам его приостановили. Строительство железнодорожного пути способствовало активному развитию региона. Первоначально их использовали для быстрой транспортировки груза и продукции. Поэтому проблема строительства железной дороги была как-никак острой и актуальна. Проблема связи на Приднестровье беспокоила высшие круги как в украинском, так и австрийском правительствах.

Из двух вариантов строительства железнодорожного пути избрали последний — Станислав-Гусятин, проект, который в 1880 году внезапно приостановили. Такое решение связывают прежде всего с генштабом войска, который хотел получить сообщение с аналогичной Станиславовой. Вскоре началось и само строительство.

Строительство железной дороги и тоннеля

До Гусятина дорогу проложили через город Бучач. По подсчетам, построили тоннель длиной 250 метров. Он протянулся через реку Стрипа и окрестности города, в частности через село Нагорянка, теперь — северную часть Бучача. Строительство железнодорожного тоннеля завершилось в 1884 году. Для его создания приложили усилия местные жители и итальянские мастера.

Известен архитектор и инженер Джованни Батиста Феррари, который по заказу участвовал в создании железной дороги Станислав-Бучач-Гусятин. В Бучаче итальянец жил до 1944 года. За это время ему удалось построить не одно здание в городе, ныне считающееся настоящим произведением искусства. Но вернемся к нашей железной дороге.

Источник: фото bspravy.org.ua

Поэтому ее построили за довольно короткий срок. За 3 года она была полностью готова к эксплуатации. Интересно, что правительство, хоть и видело важность этой ветви, однако было слишком экономным на материале для ее развития. В будущем это будет иметь свои последствия.

По своей сложности уступала разве что путям в Карпатах. В Австро-Венгерской империя составляла часть Галицкой Трансверсальной железной дороги. Так называли государственную железную дорогу империи, протянувшейся на 768 километров в коронном крае Галиции, от Кракова до Гусятина.

Разрушен путь в ходе битвы. Источник: фото bspravy.org.ua

Галицкая Трансверсальная железная дорога должна была способствовать развитию горных регионов Цислейтании (название одной из двух частей Австро-Венгрии). Выполняла основную, милитаристскую функцию соединения запада и востока, на случай войны с российским государством. Движение на ней осуществлялось до окончания Второй Мировой войны. Затем она потеряла свое значение, часть дороги разобрали.

Бучацкая станция в военные годы. Источник: фото bspravy.org.ua

Строительство железной дороги от Станиславова до Гусятина было завершено в конце 1884-го. 1 ноября того же года на линию впервые вышел грузовой поезд, а через 14 дней – первый пассажирский. Это по-настоящему знаковое событие в истории железной дороги. Уже со следующего года по линии началось активное и регулярное движение. Поезд из Станиславова ходил всего 1 раз в день, так как он был всего лишь один. Из Бучача отправлялся в 14:39. Впоследствии возникла потребность в дополнительных транспортах. В 1914 году из Станиславова в Гусятин курсировало уже 3 поезда. Когда движение по пути только открылось, цена на поезд 3-го класса составляла 1 гульден 20 крейцеров. Со временем она “выросла”.

Для сравнения, обычным почтовым дилижансом, активно используемым для введения поездов, проезд стоил 4 гульдена 76 крейцеров. С появлением влечений их использовали все меньше. Они значительно уступали “новому” транспорту по всем критериям.

Дилижанс, фото иллюстративное. Источник: фото mi3ch.livejournal.com

Ранее отмечалось, что правительство было слишком экономным для строительства железной дороги. Поэтому ее интенсивное использование привело к безотлагательной реконструкции. Но неизвестно, проводили ее хотя бы раз до начала Первой Мировой. В ходе двух войн железная дорога несколько раз терпела разрушения, так как имела большое стратегическое значение.

Почему железнодорожная дорога в Бучаче утратила свое значение?

Железнодорожная дорога в Бучаче потеряла свое значение, поэтому уже после завершения войны правительством было принято решение не ее восстанавливать. В наши дни сохранились некоторые остатки железной дороги и тоннеля. Если курсировать между селами Добромышль и Комаровка, можно заметить подпорную стенку. Она служила защитой железной дороги от эрозионных процессов.

Тоннель, Нагорянка (Бучач), 2013 год, перед ним – мост на ул. Подгаецкой. Источник: фото wikipedia.org

Однопутный бучацкий тоннель является старейшим в Галичине и в целом на территории Украины. В военные годы сооружение разрушили, но в советское время его восстановили. В прошлом – это важная составляющая железнодорожной дороги Станиславов – Гусятин.

Создание станции

Через 2 года после развертывания масштабного проекта строительства железнодорожной дороги Станиславов — Гусятин, в Бучаче построили железнодорожную станцию Галицкой Трансверсальной железной дороги. Официальное открытие свершилось 1 ноября 1884 года. Интересно, что оно совпало с открытием движения всей линии Станиславов – Гусятин. Так было задумано, или же это обычное совпадение – неизвестно.

Станция расположена на современной улице Галицкой. Состоит из 5 путей и 1 платформы. В прошлом здесь осуществлялись грузопассажирские перевозки. Была разрушена в ходе Первой и Второй Мировых войн. В 1916 году ее бомбили ночью московские войска. Использовали не только обычные снаряды, но и содержавшие в себе удушающие газы.

Первая станция в Бучаче. Источник: фото wikipedia.org

В 1944 году бучацкую станцию снова атаковали. Отступая из города, германские войска взорвали объект используя колея разрушитель. Так называли специальный поезд. Ее удалось отстроить. Однако с тех пор конечной станцией является чертовская, а пассажирское движение в наше время в Бучаче не осуществляется.

Современный вид с перрона. Источник: фото wikipedia.org

В 2024 году станции исполнится 140 лет с момента основания. Внешне сооружение претерпело значительные изменения. Она лишь отдаленно повторяет размер, план и некоторые черты, но отделка фасадов и внутренняя планировка существенно изменилась.

Кто строил ветку Станислав-Гусятин?

Строительство всей железной дороги в 1882 году было передано предприятию “Шварц”. Этим процессом руководил один из лучших инженеров железных дорог в Австро-Венгрии. Все разработанные проекты Юлиуса Лотта, а также правила и нормы, были настолько тщательно продуманы, что при правильной работе не возникало сомнений в надежности объектов.

Свои принципы он применил в строительстве местных и ответвленных линиях. Проектирование Галицкой трансверсальной железной дороги было осуществлено в 1882 году. Был награжден Орденом Железной Короны. Вскоре после этого проекта Юлиус Лотт скончался.

Юлиус Лотт. Источник: фото wikipedia.org

В качестве активиста и сторонника строительства железнодорожного сообщения выступал выдающийся ученый в области железнодорожного транспорта Роман Гостковский. Следует отметить, что именно он стал организатором железнодорожного движения в Галиции и Буковине. Доказывал правительству о необходимости создания дороги Станиславов – Гусятин. Поэтому роль Гостковского в этом не меньше, чем Юлиуса Лотта.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.