До конца XIX века через Бережаны не проходило еще ни одного поезда. Но уже с развитием крупной промышленности в 1882 году инженером Генрихом Шпальке была проведена трассировка линии от Задворья, Львовской области, до города Бучач, что на Тернопольщине. Новая железная дорога простиралась вдоль Бережан и Подгайцев, о чем в 1891 году проинформировало издание “Дело”. Далее на ternopil-future.
Предпосылки создания железной дороги
В конце XIX века в Бережанах впервые появилась железная дорога. Однако их необходимость строительства в Украине возникла еще раньше. Нашей стране железные дороги требовались для вывоза сельскохозяйственной и промышленной продукции. В 1839 году Александр Фредро и Леон Сапега подали идею создания жд Бохня-Львов-Бережаны. Но этот проект так и не был реализован по неизвестным причинам. Лишь в конце XIX века заговорили о железнодорожной ветке через Бережаны.
Инженер Генрих Шпальке в 1882 году проложил дорогу от Задворья до Бучача через Бережаны. Австро-Венгрия видела в этом свою выгоду, при строительстве руководствовалась исключительно своими интересами, а желания и интересы Галиции просто пренебрегали. В 1897 году состоялось официальное открытие первой железнодорожной станции.
В начале ХХ века встал вопрос о строительстве железной дороги из Персеновки в Подгайцы, через Бережаны. На начальной стадии проработали эту ветвь железнодорожной дороги на Львовщине, а затем и сообщение ее с Тернопольщиной. Местный путь Львов-Подгайцы отдали на откуп людям, вкладывающим собственные средства в ее строительство. Их еще называли концессионерами. Договор о передаче железной дороги был подписан в 1905 году.
Но кто же на самом деле вкладывал средства в развитие железнодорожной ветки? Это местные богачи, вельможи и князья. Известны подгаецкий профессор и владелец имений в Бережанах Адам Чижевич, подгаецкий богатый Адам Третер, князь Роман Потоцкий и т.д.
Строительство линии
Начались переговоры с государством по поводу строительства на территории города вокзала. В общей сложности весь срок работ составил 4 года, они завершились только в 1909 году. К тому времени Бережаны фактически были отрезаны с другими западноукраинскими городами из-за железнодорожного сообщения. Правда, была одна дорога, простирающаяся через Бережаны, но ее использовали только при необходимости и только в коммерческих целях.
Поэтому прокладка железной дороги через город была как-никак актуальна, но правительство видело в этом свою выгоду и руководствовалось прежде всего стратегическими причинами. Это дало возможность совершать быстрые экскурсии поездом в пригород Львова с целью отдыха. На протяжении ежедневно ездили в школу на учебу в Бережаны. Они обычно всегда были переполнены детьми.
Строительство линии было нелегким. Еще в начале работ рабочие столкнулись с трудом. Сложный рельеф, многочисленные холмы и река значительно тормозили весь процесс. Инженеру Косинскому удалось осуществить точные вычисления и преодолеть все сложности. Железная дорога в Бережанах не была единственным творением Косинского. Ему принадлежат и другие, в частности, на западноукраинских землях.
Несмотря на то, что открыли железнодорожную станцию в 1897 году, маршрут из Львова в Подгайцы через Бережаны запустили впервые только в 1909 году, после завершения работ. Еще тогда это произвело большой фурор среди местного населения. По железной дороге курсировали поезда во Львов и Подгайцы. Это значительно облегчило жизнь простых людей.
В 1914 году во Львов через Бережаны курсировал специальный праздничный поезд. Он направлялся на празднование годовщины по случаю 100-летия выдающегося украинского писателя Тараса Григорьевича Шевченко. Под пение и оркестр ехало около полутора тысяч сечевиков. Их забирали на каждой станции. В городе Льва, 27 июня того же года, должно было состояться торжественное празднование. Праздничный поезд был по-настоящему праздничным. По случаю рождения Шевченко его облачили в национальные флаги.
Как изменилась железнодорожная станция в годы Первой Мировой и времена польского владычества?
Железнодорожная станция в Бережанах в результате Первой Мировой войны понесла большие убытки. В тот период на территории всей Тернопольщины было разрушено множество мостов, путей, станций и средств связи. Их отстроили, но не сразу и не все. Что касается бережанской железной дороги, то известно, что при ЗУНР она полностью подчинялась властям. Мировая война сильно разрушила железную дорогу Бережанщины.
В этом регионе проходили едва ли не самые кровавые бои. Так, как в ходе войны, русская армия базировалась недалеко от реки Золотая Липа, железнодорожный путь здесь был сильно поврежден. Рельсы солдаты использовали для сооружения убежища. После вытеснения русских солдат и во времена ЗУНР бережанскую железную дорогу пытались восстановить. Но времени было очень мало для реализации всех планов. Восстановить утраченное взялась Польша.
В 30-х годах ХХ века железнодорожный путь снова успешно работал. На территории Подолья осуществляли экскурсионные маршруты. Весьма популярным к посещению были Бережаны, его природные объекты и историко-архитектурное достояние. Поэтому в свое время этот город считался одним из туристических центров.
Положение железной дороги во Вторую Мировую войну и немецко-советскую оккупацию
Во время Второй Мировой войны железнодорожные дороги и транспорт были сильно повреждены на западноукраинских землях. В годы германской оккупации в Бережанах люди становились свидетелями ужасов, которые творили германские фашисты. После массовой облавы города почти 2000 евреев погрузили в 50 грузовых вагонов на той же станции. Их увезли в западном направлении. Немногим удалось спастись и избежать немецких шаров. Они вернулись в город.
По этой железной дороге в 1945 году переезжали из Бережан местные поляки и евреи, которым удалось выжить в оккупационные немецкие власти времена. Вместе со своим имуществом, а часто и скотом — коровами, козами, свиньями, они сели в грузовые поезда и навсегда покинули окрестности родного города.
Отступая под давлением советских войск в 1944 году, немцы уничтожили железнодорожный путь от Винника до Подгайцев. В том же году уже в составе УССР вопрос о возобновлении линии подняли на первом заседании бюро обкома. Сбор урожая, выполнение планов государства и сохранение зерна было своевременно у советского правительства. Чтобы безопасно, и главное быстро это все переправлялось из города, бережанский райком предложил восстановить сообщение, разрушенное в ходе войны.
Линию Бережаны-Путоры восстановили. Разрушенный путь заменили только с улицы Тернопольской. В 1958 году заработало помещение станции.
Что касается восстановления утраченного сообщения Винники-Бережаны, то власти посчитали это нецелесообразным. Они видели здесь огромные затраты, поэтому с тех пор, и сегодня фактически на железной дороге не произошли весомые изменения. Станция в Бережанах в годы УССР стала конечной. Как раньше, через него уже не курсировали поезда из Львова в Подгайцы. Работала также, предварительно для пассажирских и грузовых перевозок.
Железнодорожная дорога в наше время
С созданием в 1991 году Украинской железной дороги существенных изменений на железнодорожной дороге в Бережанах не произошло вплоть до 2011 года. В 2011-м пассажирские перевозки “Бережаны-Тернополь” прекратились. Пути работают только для осуществления перевозки груза до сих пор.
Приобрести билеты на поезд можно в кассе в Бережанах, несмотря на то, что со станции не отправляется ни один пассажирский поезд. Ближайшее место для отправления — станция в Потурах. Восстановят или нет бывший функционал железнодорожной станции в Бережанах – остается неизвестным.