Понедельник, 22 апреля, 2024

Градостроительство Западной Украины эпохи барокко: Збараж и Бережаны

Период кон. XV – XVII ст. имело исключительное значение в развитии европейской истории, часто историки этот период трактуют как «большой прорыв», поскольку именно в это время были заложены подосновы новых товарно-производственных отношений, базировавшихся на основе рыночной экономики, выросли темпы экономического развития. Этот период также стал переломным в отношениях Европы с другими цивилизациями, поскольку к этому времени мероприятие было относительно замкнутым регионом, а великие географические открытия XV – XVI вв. расширили границы западного мира, расширили мировоззрение европейцев. Развитие торговых связей углубило процесс формирования национальных рынков в XVI – XVII вв. Именно в это время приобрел развитие барокко – стиль в европейском искусстве и архитектуре начала XVI века – конца XVIII века. Наряду с центральноевропейскими городами он получил распространение и в Тернопольской области. Детальнее о градостроительстве Збаража и Бережан расскажет издание ternopil-future.com.ua.

Причины возникновения барокко

Как отмечает исследовательница З. Лукомская важную роль в развитии градостроительства Европы, и в том числе Западной Украины, сыграли именно крупные географические открытия, которые имели очень важные экономические и социально-экономические последствия, причем неодинаковы для разных стран. Торговые пути из Северного, Балтийского и Средиземного морей переместились в Атлантический, Индийский и Тихий океаны. После открытия Американского континента произошло смещение центра торговли с Балтийского моря (Ганза) и Средиземного моря (Генуя) на Атлантику. Состоялся упадок Шелкового пути. То есть, возникли торговые пути между континентами, что повлияло на быстрые темпы экономического развития европейских стран, расположенных на побережье Атлантического океана, и замедлило развитие Германии, Скандинавских стран, Южной Германии и особенно Италии, которые оставались феодальными.

Фото с сайта ua.igotoworld.com

Трансформация архитектурных идей протекала индивидуально в странах Европы и послужила основой для формирования нескольких направлений развития градостроительной эстетики. Например, в Англии в течение рассматриваемого периода город понимали как окружающую человека среду. Во Франции на формирование градостроительной мысли сильное влияние оказало философское учение Рене Декарта, что послужило основой планиметрических устоев французского градостроительства, а также дедуктивная последовательность в решении градостроительных задач. В Италии развилась объемно-пространственная трактовка градостроительных проблем под влиянием мыслителей эпохи Возрождения. Архитектурно-пространственная концепция сформировалась в период XVII в., основываясь на принципах архитектоники, иерархии, порядка, присущих как архитектурным сооружениям, так и городским пространствам. Эта концепция получила дальнейшее развитие в Австрии. Все эти три направления были заложены в период Возрождения: учение Паладио отразилось в английском градостроительстве – посредством гармонизации жилищной среды, его взаимосвязи с природой, в итальянской урбанистике из учений Паладио была заимствована доктрина – “город – это дом”, то есть переносились закономерности интерьеров на городское пространство и город в целом. На планиметрическую концепцию французского градостроительства оказали влияние проекты идеальных городов эпохи Возрождения (города, спроектированные Вазари, Скамоцци, Лоррини).

Фото с публикации З. Лукомської

XVII ст. век накануне национально-освободительной революции 1648 – 1654 гг. был наполнен большими изменениями в культурной жизни Украины. События, предшествовавшие этому периоду (захват татаро-монголами Балканских стран и падение Константинополя 1453), оборвали связи Украины с византийской культурой. К концу XVI в. в состав Речи Посполитой входили 6 воеводств: Подольское, Брацлавское, Белжское, Русское (Тернопольщина преимущественно входило в это воеводство), Волынское и Киевское. Эти земли стали собственностью магнатских семей Замойских, Жолкевских, Калиновских, Конецпольских, Потоцких и других представителей средней и мелкой шляхты. Кроме того, значительная часть украинских земель оказалась в собственности католического духовенства.

Крупнейшими землевладельцами того времени на территориях Тернопольщины стали: Любомирские, Потоцкие, Яблоновские, Чарторыйские, Сангушки, Тишкевичи, Браницкие, Вишнивецкие, Конецпольские, Собеские, Ржевуские и Сангушки.

В этот период магнатам необходимо было упорядочивать хозяйственную организацию своих вновь приобретенных землевладений, что повлияло на образование новозаложенных городов. Очевиден тот факт, что инициатива закладки этих городов принадлежит уже не верховной власти, а преимущественно крупнейшим землевладельцам того времени. Города, как правило, становились центрами гнезд поселений, в которые входили ближайшие села. Состоятельная шляхта, украинцы и поляки, приглашали к себе архитекторов и строителей из Италии, Франции, Голландии. Новообразованные города становятся не только центрами сосредоточения крупных централизованных мануфактур и капитала, но и центрами политической и культурной жизни.

Особенности барокко в Тернопольской области

Бароковая стилистика стала перспективным пространством для осуществления художественного синтеза ной традиции с элементами латинской сакральной культуры, активно усваиваемой в василианской среде. Так складывается самобытное стилевое направление позднего украинского барокко, которое иногда называют «василианским барокко».

Так, периоду барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и великолепию, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию и одновременно тенденция к автономии отдельных жанров. Одной из ключевых черт, свидетельствующих о переломе в художественном мире указанного периода, является завершение этапа увлечения человеком и представление человека «умным существом», наступает время сомнений и противоречий. Не случайно искусство барокко долгий период было непонятным для общества, вменяемым, неприемлемым.

В западноукраинском градостроительстве они проявились в нескольких направлениях: 1) зодчие барокко развивали идеи ренессансных идеальных городов, заимствовав идею полигонального, геометрического очерка центра и оборонных комплексов; 2) внедряли и развивали осевые композиции; 3) сочетали уникальный природный ландшафт с регулярными элементами градостроительной структуры.

Характерной для упомянутого периода была прокладка прямолинейных коммуникаций, в виде улиц, бульваров, которые упорядочивали урбанистическую среду и формировали видовые перспективы, создавали новый силуэт города. Эти вновь коммуникационные связи отличались типичными фасадными решениями, причем начало и завершение улицы знаки характерных объемно-пространственных элементов. Образование прямолинейных коммуникаций, перспективу которых замыкали дворцы, сакральные сооружения характерны для городов Кристинополя, Городенки, Микулинец, Жовквы.

Интересными примерами сочетания природных особенностей местности и регулярных бастионных фортификаций являются реализации исторических городов – Мариямполя, расположенного на высоком мысе посреди р. Днестр, Окопов Святой Троицы, расположенного на узком перешейке между реками Збруч и Днестр, Збаража и Бережан.

Фото с публикации З. Лукомської

Архитектура города Збараж

Объектом исследования является город Збараж, который принадлежит к древнейшим городам Тернопольщины. Расположено он на реке Гнезная, являющейся притоком Серета. Основание летописного Збаража датируется X веком. Но первые письменные упоминания о городе происходят из XIII в. Согласно известным историческим описаниям с XIII в., а очевидно, и раньше местность страдала от постоянных нападений татар, поэтому в XIV в. было принято решение о строительстве каменного замка.

В начале XV ст. была возведена крепость, которая создавала единственное убежище мещан в случае нападений. На протяжении веков семейное имение Збаражских не раз разрушали и отстраивали. Семья Збаражских намеревалась возвести свою семейную обитель надежной и отвечающей самым современным архитектурно-градостроительным требованиям XVII в., поэтому к проекту. К проектированию замка был привлечен Виченцо Скамоцци. Выполненный им первоначальный проект резиденции был частично изменен, вероятно, не менее выдающимися строителями упомянутой эпохи Генрихом ван Пеном и Андреа дель Аква. В результате была возведена оборонительная резиденция четырехугольной формы в плане с раннебарочным дворцом и бастионными укреплениями. Все замковое сооружение окружал ров, заполненный водой. Интерьеры замка были скромными и не выделялись особыми художественными решениями.

Именно этот замок оказался в эпицентре конфронтации между войсками Богдана Хмельницкого и Яремы Вишневецкого в 1649 году. Следующее испытание он прошел уже в 1675 году, в результате чего крепость была сожжена татарами. В конце XVII ст. имения Вишневецких переходят в семью Потоцких, которые приложились к превращению бывшей оборонительной крепости в изощренную аристократическую резиденцию. Сегодня этот объект, как и многие столетия назад, является главным упором исторического ядра города Збаража. Кроме того, он играет роль культурно-художественного магнита, который притягивает посетителей в город и выполняет историко-просветительскую функцию.

Збаражский дворец вместе с сохранившимися памятниками сакральной, жилой, общественной архитектуры и видоизмененным, частично сохранившимся пространством бывшей площади рынок формируют современную среду центра города.

Збараж сегодня

Сегодня среди сохранившихся достопримечательных сооружений исторического центра главными являются: дворец XVII в. с фортификационной системой; костёл и монастырь отцов Бернардинцев (1627); Успенская церковь (бывший Тринитарский костёл (1755-1758)); Церковь Воскресения Христова (1764); фрагменты рыночной квартальной застройки; элементы структуры бывшего центра. Перечисленные исторические постройки и комплексы формируют пространство современной городской среды Збаража. Эти объекты за счет сложного ландшафта образуют живописную объемно-пространственную композицию города, которая отличается геометрически правильной распланировкой территории центра, происходящего из периода XVII в.

Фото с публикации З. Лукомської

Исторический город Бережаны

Сегодня город Бережаны – административный центр Бережанского района Тернопольской области. Город расположен в живописной холмистой местности, через которую протекает р. Золотая Липа, и также на территории современного города располагается Бережанский пруд. Бережаны были основаны в 1530 году как небольшой частный город. Уже с начала своего существования они получили функцию главного административно-управленческого центра просторных владений шляхетской семьи Синявских. Здесь образовалось гнездо этого выдающегося рода и был построен мощный замок.

В результате проведенных планировочных исследований исторической картографии, а также на основе проведенного анализа описательных источников и научных работ удалось выделить три этапа пространственного развития Бережан.

На первом этапе это был город – небольшой ансамбль рыночной площади с одним рядом корпусов, который был обнесен земляными оборонительными валами. С восточной стороны города, на острове, у берегов Золотой Липы, был возведен упомянутый замок на плане пятиугольника с тремя башнями и рвами. По своему характеру – это был самостоятельный ансамбль в плане пространственной композиции.

На II этапе развития — примерно 1570-1630 гг. — в период проникновения на территорию тогдашней Польши тогдашних урбанистических течений из западной Европы, сформировалась новая пространственная система города. Это проявилось в принципе сочетания города с замком с помощью общей фортификационной системы, которая охватила новые территории центра и одновременно укрепления замка. В это время меняет характер замковый ансамбль, который превращается из средневековой крепости в “палаццо».

ІІІ – этап развития связан с возникновением новых объектов в городе и замковом комплексе и модернизацией укреплений всего центра. Работа была завершена в первой четверти XVIII ст.

Итак, для города Бережан в период их наивысшего развития характерна урбанистическая модель города-резиденции XVII — XVIII вв., главным распланировочным принципом которой является расположение центра, композиционно соединенного с замком.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.