Среда, 22 мая, 2024

Звенигород и всеми забытый костел Святого Духа и св. Иосафата

Сотни лет владения поляками Галиции еще и сейчас дают о себе знать. Многочисленные слова, названия, исторические и религиозные памятники. Один из них это костел святого Иосафата села Звенигород на Чертковщине. И хотя он построен только 100 лет назад, его история и судьба тесно связана с теми, кого так мало осталось в Украине – с поляками-католиками. Ведь значительная часть последних была выселена советскими властями в 1944-1945 гг. в Польшу, а их место заняли украинцы из Польши. Католики уехали, а костел остался… Подробнее об этом расскажет издание ternopil-future.com.ua.

Фото с сайта castles

История села в древние времена

Как отмечает издание castles, Звенигород или как этот населенный пункт назван в польских источниках – Dzwinogród, это населенный пункт, находится около Бучача, но относится к Чертковскому району, а значит Тернопольской области. Вообще, название Звенигород или Звенигородка часто встречается в Украине. Возможно даже раз 5.

Село, как и многие другие деревни области, имеет древнее происхождение. Здесь найдены памятники Трипольской культуры, а это 4-3 тыс. лет до нашей эры, а значит, 6 тыс. лет назад там жили люди. В частности, на юге села, возле одного из безымянных ручьев, найдено трипольское поселение. И даже сегодня жители села продолжают находить на своих огородах во время работ части керамики, прясельца, антропоморфные (человекоподобные) статуэтки того времени. Последние использовались как обереги жилья, поэтому часто встречаются на трипольских поселениях. В существовании здесь трипольского поселения свидетельствовали также находки на месте строительства объездной дороги вокруг Бучача. Наряду со строителями работало несколько археологических экспедиций из Тернополя, Львова, Киева. Люди продолжали жить и во времена Киевской Руси – государства украинцев. А один из украинских историков Л. Махновец также считает, что самое поселение возле Звенигорода было центром руського (не русского) княжества первого удела князя Ивана Берладника. Последний был князем звенигородским и галицким. Боролся за галицкий престол с Ярославом Осмомыслом (помните в «Слове о Полку Игореве» слова о нем «подпер горы Венгерские своими железными полками, преградив королю дорогу, закрыл ворота Дунаю»). Вот такая древняя и средневековая история села.

Звенигород в 17-20 вв.

А дальше началось Новое время. Село принадлежало имению Бучацких, а владельцем был староста каневский Николай Базилий Потоцкий гербу «Пилава» (Золотая). Уже в 1761 г. в польское время село впервые упоминается в письменных документах, как такое, что вместе с 17 другими селами входило в Бучачский римско-католический приход. Далее в 18 в. Стефан Александр Потоцкий передал это село Бучачскому монастырю оо. Василиан. Следовательно, монахи получили право молоть зерно в местной мельнице, рубить лес возле села, ловить рыбу в реке Стрипа, а также иметь пасеку с которой не нужно было платить налоги.

О численности населения этого села есть информация, что в 80-х годах 19 века здесь проживало 771 житель, а именно 462 были римо- и 297 греко-католиками.

Прошли еще годы. И в 20-30 гг. 20 в. село стало самостоятельной унитарной гминой Бучачского уезда. В 1934 г. село отнесли к новой сельской гмине Подзамечек. В селе появилась «Просвіта», кооператив, молочарня, общество «Луг», Народный дом, хор, «Сільський господар», любительский кружок, кружок хозяек, детский сад. Также была школа. Правда, язык обучения был польским. Но что поделаешь, ведь тогда Тернопольщина была оккупирована Польшей.

Во время Второй мировой в деревне немецкие нацисты убили всех евреев. А потом советские большевики-коммунисты выселили из деревни и заставили переехать в Польшу всех поляков (55% населения села). Здесь поселились украинцы из Польши, а также из сел Кописная, Лодынки и других из Надсяння.

Достопримечательности села

  • Село может похвастаться рядом интересных достопримечательностей. Прежде всего, это памятники трипольской культуры. Их трудно разглядеть зрительно, но можно представить, в особенности, если кто-то из местных обитателей подарит вам найденную на своем огороде статуэтку тех времен.
  • Далее. Это Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (УАПЦ), построенная в 1923 году. Ее уничтожили во Вторую мировую и восстановили в 1989 г.
  • Как и во многих селах Галиции в деревне есть крест установленный для отмены панщины в 1848 г. Его уничтожила советская власть в 1970-х, но он был восстановлен, несколько из другого материала и другой формы, в 1992 г.
  • В 2002 г. здесь построена за пределами села часовня Божией Матери Зарваницкой (мурованная).
  • Церковь Введения в Храм Пречистой Девы Марии (УГКЦ) (2002).
  • Также часовня Введения во Храм Пречистой Девы Марии (2006). До этого она была деревянной и построена в 19 в.
  • И собственно костел святого Иосафата.

Костел святого Иосафата в начале своего создания

Фото с сайта castles

История храма имеет несколько загадок, а именно сложно определить время его создания. Так в книге Игоря Седельника подается 1934 г. Также на храме указано 1934 г., но отдельные данные говорят, что гораздо раньше. Существует информация, что местные католики принадлежали к приходу Успения Пресвятой Девы Марии в Бучаче. В 1889 г., а это более 130 лет назад, их было уже около 500, а потому они построили каменную филиальную часовню, освященную под титулом Святого Духа и св. Иосафата. Возможно, в 1934 г. состоялся ремонт храма. Он похож на постройку первой половины 20 в. Как бы то ни было, но он возник в рамках санационного режима польской республики, которая стремилась построить Польшу от моря до моря и спольщить Галицию (поляки польщили, а русские русифицировали). Особенностью храма является современная и очень интересная архитектура сооружения – такие костёлы строились только в межвоенный период.

Фото с сайта castles

Так как после войны поляки были выселены, тот храм (как и большинство сельских и городских костелов Галиции) стал никому не нужен. Его закрыли, а дальше, как это было типичным для советской власти, устроили там состав минудобрений. Были случаи, когда в храмах устраивали электростанции, как в Скале Подольской, магазины, клубы, спортивные залы и другие полезные заведения.

Костел во времена независимости

С 1991 г. храм был возвращен католикам (их в селе единицы) и там даже сделали попытку начать богослужение, но запах химических соединений так сильно въелся в стены, что людям нечем дышать.

Фото с сайта castles

В костеле 20 лет назад начали ремонт. Внутри установили леса. Средств ни на что не хватало. Государство соответственно ничего не дало. А потому и храм дальше стоит и светится крышей похожей на решето. Кроме этого здесь завалились хоры, попадали нарядные жестяные розы, украшавшие купола двух часовен у входа в костел. Алтарь скоро развалится, как и помост под ним. В таком состоянии и железный, проржавевший крест, разбитые фигурки Христа и еще что-то. В общем, жаль, что на Тернопольщине, которая продвигает себя, как туристический регион приходят в упадок такие достопримечательности. Костел действительно оригинальный, симпатичный, пусть и не шедевр. А для такой деревни, как Звенигород – главная архитектурная аттракция.

Итак, история нашего края тесно связана с поляками-католиками, а потому, несмотря на сложные периоды в нашей истории, следует смотреть в будущее и строить современную Украину без межнациональных споров. Поэтому важным шагом в этом направлении было бы восстановление или хотя бы консервация и сохранение вот таких памятников польской культуры в Украине. Каково ваше мнение о таких красивых архитектурных шедеврах?

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.