Воскресенье, 14 июля, 2024

Тернопольские троллейбусы: появление и использование

Сложно сейчас вообразить жизнь любого украинского города без троллейбусов. А было время, даже в ХХ веке, когда все пользовались лошадьми, первыми автомобилями и трамваями. Изменения в направлении развития транспорта произошли в конце XIX столетия. В это время появились экспериментальные троллейбусы. Первый вакуумный троллейбус, ставший прототипом для дальнейшего развития этого вида транспорта, был запущен еще в 1882 году в Берлине, Германия. Этот троллейбус был разработан и построен электротехником Вернером фон Сименсом. В последующие годы в развитие троллейбусного транспорта большой вклад внес Шарль Вершан, введший первый регулярный троллейбусный маршрут в Париже в 1900 году, и Франк Спрунц, основавший первое троллейбусное предприятие в Кливленде, США, также в 1900 году. А что же Тернополь, спросите вы? В нашем городе троллейбусы появились только в 1975 г. Подробнее о троллейбусном движении в «прекрасном городе» расскажет издание ternopil-future.com.ua.

Необходимость троллейбусов в Тернополе

Когда в Тернополе появились «рогатые»? Именно так называли когда-то, а возможно, и сейчас кто-то так называет, троллейбусы. Чтобы ответить на этот вопрос, скажем, что рост населения города и области начался после Второй мировой войны. До этого население Тернополя составило 35-40 тыс. человек. После войны сюда начали переселять многих жителей России, Востока Украины, создавать предприятия, а потому и количество населения росло. Динамика увеличения была такова: 1959 – 52 245 (перепись), 1970 – 84 663 (перепись); 1979 – 143625 (перепись); 1989 – 204845 (перепись). Поэтому потребность в улучшении транспортного сообщения в пределах города была актуальной в середине ХХ в.

В целях оптимизации работы транспорта в бланке Всесоюзной переписи населения 1970 г. заполнялась специальная форма по заранее утвержденному списку городов и их пригородных зон. Потребовались сведения о размерах потоков ежедневного передвижения людей от места жительства к месту работы и учебы, поэтому были внесены три вопроса, посвященных миграции населения, суть которых заключалась в следующем:

1. Указать продолжительность проживания в указанном населенном пункте;

2. Указать прежнее место жительства;

3. Указать причину смены места жительства.

Внесение подобных данных позволяло в дальнейшем планировать направления организованного перемещения населения, способствовало улучшению транспортной инфраструктуры миграционно привлекательных регионов.

Появление троллейбусов

Уже в 1973 г. было решено приступить к внедрению в Тернополе троллейбусного движения. В феврале 1975 года началось строительство депо на улице Троллейбусной, к тому времени окрестности города, ведь микрорайон Дружба только начал строиться. Кроме депо были построены две тяговые подстанции на улицах Мира и Гоголя, а также контактная сеть на двух троллейбусных маршрутах. Министерство коммунального хозяйства 24.10.1975 выдало приказ № 352 о создании троллейбусного депо в Тернополе. А 1 ноября того же года возникло и троллейбусное управление. Возглавил управление троллейбусами города житель Луганской области Анатолий Антонович Ляшенко. Вместе с ним приехало 5 водителей, которые и составили скелет первого коллектива депо. Наряду с луганчанами вскоре должны были начать работать и жители Тернополя, которые завершали в 1975 г. учебу во Львове. Большинство тогдашнего коллектива депо составляли молодежь до 30 лет.

Праздник выхода первых троллейбусов на маршрут начался 25 декабря 1975 г., то есть на Рождество. В этот день выехало 5 троллейбусов. Их сначала выстроили у танка (современного «Макдональдса») в одну шеренгу. Руководство города, представители промышленных коллективов, организаций говорили поздравительные слова, желали успеха и мечтали об увеличении троллейбусного парка города «благодаря умелому руководству им коммунистической партии». Далее троллейбусы вышли на маршруты протяженностью 12.2 км. Первыми были от улицы Победы (опять же Макдональдс) и на Восточный массив. Один маршрут был через улицу Мира, а другой через Карпенко и до Збаражского поворота. Первые троллейбусы жители Тернополя встречали возгласами и поздравлениями.

Регулярное движение началось уже 4 января 1976 г. (по другим данным 31 декабря 1975 г.).

В качестве транспортных средств использовали 20 чехословацких «Шкода 9Tр», ведь Советский союз не производил троллейбусов. В целом в течение 1975-1982 гг. Тернополь получил 85, к тому времени новых, троллейбусов этого вида. В 1996 г. было приобретено еще 6 чешских троллейбусов. Но вообще во времена независимости количество иностранных машин уменьшалось. Городские власти переориентировались на продукцию отечественных производителей. В частности, были приобретены транспортные средства ЮМЗ в Днепре.

Отзыв водителя о работе и троллейбусах

Бывший водитель троллейбуса Олег Ярош рассказал, что работает в троллейбусном депо с 1988 г. Сначала была учеба, а дальше в 1989 г. вышел на линию. Сначала был старый двухдверный троллейбус №30. Далее через год дали 114 троллейбус, который прослужил Олегу 16 лет. А в 2006 г. получил львовский ЛАЗ, позволивший проработать 9 лет. После этого дали чешскую «гармошку».

Истории о троллейбусе

О троллейбусах рассказывают разные истории. В частности, как женщина вызвала милицию, потому что троллейбус «рогами» сбивал груши с дерева на ее даче. Также как грабители воровали арбузы, а затем убегали на троллейбусе. Есть также история о дороге на комбайновый завод, которая долгое время была разбита, как после российских танков. И вот однажды вечером ехала по этому маршруту №7 молодая женщина-водитель. На одном из отрезков пути услышала грохот, словно что-то отвалилось от троллейбуса. Транспортное средство остановилось. Пошли посмотреть, что там произошло. И будто нашли что-то. Затащили в салон и поехали дальше по маршруту, чтобы на следующий день отремонтировать. На утро в депо уже все смеялись – привезенная деталь оказалась выхлопной трубой какого-то несчастного автомобиля.

Почему стоит пользоваться троллейбусами

  • Это экологично. Троллейбусы представляют собой электрические транспортные средства, которые не создают углеродных выбросов и способствуют уменьшению антропогенного воздействия на окружающую среду. В связи с ростом проблемы загрязнения воздуха и изменения климата использование экологических альтернатив транспорта, таких как троллейбусы, важно для устойчивого развития городов.
  • Это позволяет экономить энергию. Троллейбусы работают на электроэнергии, которая может производиться из возобновляемых источников, таких как солнечная или ветровая. Использование троллейбусов способствует эффективному использованию энергии и уменьшению зависимости от ископаемого топлива.
  • Это уменьшает транспортные пробки. Троллейбусные сети могут быть отделены от автомобильных дорог и иметь отдельные полосы движения. Это помогает уменьшить транспортные пробки и улучшить движение автомобильного трафика.
  • Это экономически выгодно. По сравнению с другими видами общественного транспорта троллейбусы могут быть более экономически выгодными в использовании. Они требуют меньшего количества топлива и имеют меньшие эксплуатационные расходы по сравнению с автобусами, работающими на дизельном топливе.
  • Это технически удобно. В современных троллейбусах используются новые технологии, такие как быстрая зарядка аккумуляторов, системы энергоэффективного рекуперативного торможения и автоматическое управление.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.