Четверг, 25 апреля, 2024

История и тайны создания тернопольской железной дороги

История строительства железной дороги в Тернополе интересна и неоднозначна. Изучая строительство тернопольской железной дороги, можно понять, как развивалось железнодорожное строительство в Австрийской и Российской империи в XIX в. В это время на этих территориях первостепенную роль играли не государственные, стратегические, военные, а экономические интересы. Инструментами же влияния на решение властей были не мнения экспертов, образованных чиновников, а взятки и подковерные договоренности. Подробнее об этом расскажет издание ternopil-future.com.ua.

Как сообщает издание irp.te.ua, завершением строительства первой железной дороги в Галичине между Львовом и Перемышлем было начато железнодорожное движение на этой территории. Ее протяженность была 97,6 км. И она начала работать с 1861 г. Таким образом была объединена Галичина и железные дороги Европы и создало предпосылки для дальнейшего развития железных дорог в восточном направлении.

Причины строительства железной дороги в Тернополе

Прежде всего такая железная дорога соединила бы промышленные области империи, как Чехия, Моравия, Австрия с сельскохозяйственными частями государства – Галицией. В частности, здесь первенствовали север Бережанского, Чертковского и восток Золочевского округов. Здесь было значительное и трудолюбивое население, которое не имело выгодных транспортных инструментов, а потому не могло продавать свое зерно. Последнее сохранялось в течение 2-3 лет и в общем-то терялось для конечного покупателя. Также территории современного центра и юга Тернопольской области в ХІХ ст. являлись важным источником изготовления спирта и откорма скота. Эти промыслы получили значительное развитие в Тернопольском округе. Также власти стремились соединить свои железные дороги с российскими. Поэтому существовали договоренностей с россиянами, которые тоже вели железные дороги к своей западной границе. А потому это, тернопольское, направление было важнее бродовского. Поэтому монархия была заинтересована в развитии этих территорий.

В то же время влияние на строительство железной дороги в Тернополь оказали россияне, еще с 1864 г. выступавшие за быстрое строительство именно подольской железной дороги. Они считали Подолье лучшим вариантом перед Бессарабией (Приднестровье, Молдова). Тем более последние территории имели речное сообщение с Одессой, которые были местом продажи зерна Европе, а Подолье этого не имело.

Препятствия строительства железной дороги в Тернополь

Строительство железной дороги в направлении нашего города столкнулось с многочисленными трудностями политического и географического характера. Прежде всего о географии. Местность между Золочевым и Тернополем имеет много болот, холмов, оврагов, а потому строительное общество Карла Людвига увидев, какой здесь местный рельеф и искало пути преодоления этих трудностей. Поэтому по первому проекту железной дороги, который разработали инженеры Томашек и Бретшнайдер в 1840 г., было решено построить путь в Тернополь через городок Глиняны на Львовщине, через Зализци по берегам реки Серет и в Тернополь.

Другое препятствие было политического характера. Ходили слухи, что железная дорога обойдет наш город, а станция будет расположена в поле в нескольких километрах от села Белая. Во-вторых, было сложно договориться с россиянами о строительстве моста и соответственно железной дороге между Волочиськом (Российская империя) и Подволочиском (Австрийская империя). Поэтому дипломатам приходилось часто ездить в Петербург и Вену. Еще одной проблемой местного уровня было сопротивление бродовских купцов. Они ведь тоже хотели получить железную дорогу и не желали ждать второй очереди. Также были планы строительства железных дорог в другой важный пункт на границе империй – Гусятина. Но там против выступили местные купцы, считавшие, что наличие железной дороги приведет к уменьшению их доходов. Детальнее об этом читайте здесь.

Строительство железной дороги в направлении Тернополя и в целом по Галиции вызвало интерес у инвесторов. В частности, желание вложить средства и строить дорогу в Тернополь имели англичане – родоначальники железных дорог. В 1864 году проектом строительства интересовался инженер Джальс. Не отставали и другие инвесторы, видевшие в новых железных дорогах возможность зарабатывать большие деньги. Поэтому в 1864-1865 гг. образовалось 2-е компании, которые планировали строить железные дороги в Броды и в Тернополь. К первой принадлежали австрийский кредитный банк, банковский дом Тодоско и граф К. Страчевский, а ко второму князь Л. Сангушко, граф А. Потоцкий и В. Борковский.

Подковерные переговоры

Для россиян возможность строительства железной дороги до Волочиска и далее соединение в Подволочиске с австрийскими линиями набирало важное значение. Австрийцы также желали поскорее построить железную дорогу в Броды и таким образом соединиться с российскими территориями и на севере. И хотя казалось, что этот вопрос уже решен, но благодаря влиянию общественности Тернополя и Бродов чаша весов какая железная дорога станет первой колебались, то в одну, то в другую сторону. Поклонникам приходилось ездить в Вену, чтобы отстаивать свое мнение. И только ездили бродовчане, как за ними ехали жители Тернополя. Так, жители Бродов убеждали правительственных чиновников, что тернопольское направление не важно, локальное. Там прибыль будет зависеть только от погоды и урожая, а вот в Бродах – все по другому. Тернополяне решили собрать собственную делегацию к императору Францу-Иосифу. Для этого в 1865 собрали подписи в городах и селах тернопольского округа. Далее 7 человек (представители местного делового мира, чиновники, юристы, военные, помещики), одевшись в торжественную польскую одежду (ведь именно поляки отвечали за имперскую политику в Галичине) приехали на встречу в Вене. Но ясного решения они не получили. И ведь одна и другая линии имели важное значение. И предоставлять какие-либо предпочтения одним и забирать первоочередность у других власти было не целесообразно.

Собственное строительство

Вплотную к строительству стальной дороги строители пришли в 1865 г. Был готов проект. Была найдена удобная местность между Гологорами и Вороняками на Львовщине, которые должны были решить предыдущие трудности. Новый проект соединял населенные пункты Красное, Золочев, Зборов, Озерное и Глыбочек. В общей сложности на создание проекта ушло 20 лет. 23 июля 1865 г. этот проект был одобрен на заседании Государственного совета. Должен был еще одобрить парламент, но император его разогнал и потому решение о строительстве железной дороги снова отложили.

Вокзал Бродов во время І-мировой войны

Вернулись к этому вопросу 18 октября 1865 г. Были изданы концессии на строительство железных дорог – в Сучаву и на линию Львов-Броды с ответвлением в Тернополь. Это определило направления предстоящих перевозок пассажиров из Киева, Одессы, востока Украины на следующий век. 28 августа 1868 г. вопросы строительства железной дороги обсуждались на заседании тернопольской городской мэрии. Было решено строить вокзал в центре города, оплатить стоимость изъятой у владельцев земли, а это 14 тыс. золотых рынских. Всю дорогу, а это 64 км, между Золочевым и Тернополем было разделено на части между предпринимателями, которые вложили в строительство 5 миллионов 614 тысяч 40 флоринтов и весной 1869 г. они начали строительство дороги одновременно. В Тернополе работы начали в 1870 г. была сооружена железная дорога, вокзал, станция, служебные дома. 22 декабря 1870 г. весь город собрался для встречи первого поезда. Погода была холодная, влажная, шел дождь. И вот со стороны Белой послышался гудок, а дальше стали видны клубы пара и дыма локомотива. Так Тернополь получил удобное соединение с миром. А что же Броды спросите вы? Станция там построена в 1869 г. А железная дорога в 1867-1869 гг. Поэтому Броды все же были первыми. Но если Тернополь получил сообщение с Российской империей в 1871 г., то Броды были 2 года тупиковой станции и получили сообщение с подроссийской Украиной только в 1873 г.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.