Суббота, 27 апреля, 2024

Как возникли спальные микрорайоны Тернополя с однотипными панельными домами

Строительство жилья в Советском Союзе – это всегда ассоциация с терминами «централизация», «стандартизация», «индустриализация», «пятилетка», «соревнование», а еще низкое качество. В общем – это массовое строительство, которое преследовало цель построить быстрее и расселить всех рабочих, еще вчера являвшихся крестьянами, а завтра партия построит еще. Так, было в других городах страны во второй половине ХХ в., так было и в Тернополе. Поэтому подробнее расскажет, как происходило массовое строительство города, вырастали его микрорайоны, формировалось современное лицо города – издание ternopil-future.com.ua.

В Тернополе – 1947 год. На дальнем плане здание нынешней первой школы а люди идут по железнодорожному мосту, виден забор от путей…). Фото со страницы Виктора Мадри

Причины строительства жилья в Тернополе

Как рассказывает исследовательница этого вопроса Наталья Мысак, начало массовому жилищному строительству было положено во многих европейских странах в ХХ в. Но его преимущественно ассоциируют именно со странами, оккупированными СССР во время Второй мировой войны. Причинами такого строительства стало то, что в начале прихода большевиков к власти новое жилье практически не строилось, города были переселены, а прирост населения был непропорционален росту нового жилья. А уже в это время в результате начала индустриализации, коллективизации, голодомора украинские крестьяне начали бежать из сел в города, а значит, городское население быстро росло. Сказанное не имеет отношения к Тернополю, который до 1939 г. находился в составе польского государства и, как и прошлые десятилетия, продолжал насчитывать к этому времени примерно 40 тыс. населения. Но ситуация изменилась после Второй мировой войны. Война разрушила значительное количество построек жилищного фонда города. Поэтому росла необходимость в новом жилье. Именно для этой цели в 1948-1949 гг. были построены первые тесные, непрактичные, малокачественные дома по улице Богдана Хмельницкого. В Тернополе уже в 1946 г., как отмечают исследователи истории города Петровский О., Гаврилюк О., Окаринский В., Крочак И. работало 12 предприятий и 8 артелей. В 1947 г. в городе уже работало 22 предприятия, в 1958 г. 28 промышленных предприятия. В то же время численность населения города составляла всего 26 тыс. населения.

Необходимость предоставлять жилье номенклатуре (партийным чинам), специалистам, рабочим, интеллигенции заставляла сначала подселять людей в готовое жилье, строить жилье облегченного типа: бараки, землянки, уменьшать норму жилой площади на одного человека с 5,5 кв. м., до 4-х. Строительство коммунальных квартир решали вопросы экономии: один санузел, плита, водопроводный кран на десять – пятнадцать семей. Поэтому строились прежде всего коммуналки и общежития.

К тому времени в СССР капитальных домов строилось слишком мало в силу их дороговизны, а строительство бараков было ограничено постановлением СНК (Совет народных комиссаров СССР) в 1934 году «Об улучшении жилищного строительства», что привело к уменьшению общих объемов строительства. К тому же, войной было разрушено около 70 млн. кв.м жилья Украины. Таким образом, назрел жилищный кризис, который необходимо было разрешать.

Строительство областной больницы – 1957 г. Фото со страницы Виктора Мадри

Постановления партии о строительстве

В каждой стране мира массовое домостроение стартовало по разному. В СССР этому способствовали свои специальные предпосылки, повлиявшие на формирование его локального инварианта. Здесь имели значение нормативные документы, которые отражали политические курсы и направляли архитектурный и градостроительный процесс в послевоенные годы. Первым шагом здесь можно считать: доклад Н. Хрущева о развитии строительной отрасли на ІІ Всесоюзном совещании строителей, архитекторов и работников промышленности строительных материалов, строительного и дорожного машиностроения, проектных и научно-исследовательских организаций (1954); постановление «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства» (1955 г.); постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955 г.); постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР “О развитии жилищного строительства СССР” (1956 г.).

В период «рационального периода» (1957-1991 гг.) для перевода строительства на индустриальную основу приняты следующие документы: утверждены нормы проектирования малогабаритных жилищных ячеек для заселения одной семьей (1958 г.); пленум ЦК КПСС поддержал создание в массовом количестве домостроительных комбинатов (1959 г.); постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по улучшению качества жилищного строительства» (1969 г.); утверждены новые нормы проектирования жилых построек (1971 г.); постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР “Об основных направлениях ускорения решений жилищной проблемы в стране” (1986).

Будівництво 3-ї школи. Фото із сторінки Віктора Мадрі

Н. Хрущев и массовое домостроение

Главным катализатором массового строительства в СССР была политика Н. Хрущева. Именно он резко раскритиковал политику Сталина, социалистический реализм в архитектуре, а особенно – жилищное строительство этого периода, представленное в большей степени многоэтажными домами с просторными квартирами и орнаментированными фасадами, которое стало привилегией для небольшого количества избранных, однако почти не уменьшило жилищный кризис. Критикуя высокие стандарты жилищного строительства, Н. Хрущев спрашивал: «Вы хотите построить тысячу удовлетворительных помещений или семьсот хороших? Или лучше, чтобы гражданин жил в удовлетворительном доме или ждал 10-15 лет очень хорошего?» Ответом Н. Хрущева на социальный заказ стал новый подход к проектированию и строительству.

Выступая «не против красоты, а против ненужных деталей», Хрущев апеллирует не только к эстетическому и экономическому, но и к этическому аспекту архитектурной профессии. Он утверждает, что архитекторы стремятся оставить свой след в городском силуэте, проектируя неоправданные «украшения», оплачиваемые из казны, а кроме того, они являются анахронизмом. Вместо этого его тезисом является то, что новая архитектура, чтобы стать подходящим местом для нового человека, должна выглядеть по-настоящему даже в будущем. Соответствие сооружения «своему времени должно обеспечиваться упрощением, стандартизацией и отказом от лишнего декора», поэтому советская архитектура – это «архитектура естественной простоты, строгая в формах и экономическая».

Хрущев пробовал заслуги тяжеленной индустрии применить и для решения жилищной трудности. Поэтому было инициировано развитие типового строительства на основе крупных бетонных панелей. Высокой эффективности этого метода требовалось достичь благодаря скорости проектирования, изготовления конструкций и монтажа. По указанию Хрущева во Франции приобрели механизированную линию по производству панелей; изучили американский опыт типичного строительства. Оказалось, что дома можно монтировать из блоков, привезенных прямо с завода, в рекордно короткие сроки, параллельно производя отделочные работы.

Восточный массив примерно 70-х годов… по середине пятиэтажка с магазином обуви ЧЕРЕВИЧЕК.. на бульваре 50-летия СССР – теперь бульвар Даниила Галицкого. Фото со страницы Виктора Мадри

Жилищное строительство в Тернополе

После Второй мировой войны в Тернополе, учитывая рост его населения, было решено провести газопровод. Это произошло в 1948 г. Но такой шаг не оказал существенного влияния на рост жилищного строительства. На это повлияли планы государства по строительству новых промышленных предприятий и жилья для его рабочих. Так, в 1966 г. началось строительство хлопково-прядильного комбината, первая и вторая очереди которого вступили в строй еще до 1970 года. 

Строительство будущего ХБКа… теперь «Текстерно», центральный корпус, фасад. Приблизительно 1967 год. Фото со страницы Виктора Мадри
Общежития для строителей и работников «Текстерно». 1967 г. Сейчас это начало улицы Соединения – тогда называлась ул. Энергетическая, напротив «Облэнерго». Фото со страницы Виктора Мадри

Еще в 1939 г. в Тернополе появилась первая машинно-тракторная мастерская, которая с мая 1944 г. начала называться Тернопольская межрайонная мастерская по капремонту, далее в 1949 она уже называется заводом по ремонту тракторных и комбайновых двигателей, в 1959 году это предприятие реорганизовано в завод, а с начала 1970-х – комбайновый завод. 

Продукция комбайнового завода. Свеклоуборочный комбайн КС-6 и трактор МТЗ-80. Фото со страницы Виктора Мадри

Заработал Тернопольский мясокомбинат. В 1971 году на базе завода “Электроарматура” было создано головное предприятие производственного объединения “Ватра”. В 1972 г. работали 44 промышленных предприятия. Следовательно, росло население, которое в конце 1970 года составляло 85000, а в 1972 году — уже 97000 жителей.

Дружба – 60-е годы. Фото со страницы Виктора Мадри

Микрорайоны города

Первые хрущевки – основные элементы массового жилищного строительства начали возводить в 1957 г. В них закладывалось, что квартира должна иметь амбар или встроенный шкаф (достаточно вместительный), спальню (6 кв.м. на одного человека, 8 кв.м. на двоих) , общую комнату (не менее 14 кв.м.), которая могла быть проходной и вести в кухню. Жилая площадь таких квартир на одну комнату могла быть 16 квадратов, 2-х комнатной 22 квадрата, 3-х комнатной – 30 и 4-х комнатной – 40 квадратов. Дома строились в 5 этажей, чтобы уменьшить толщину несущих стен, отказаться от лифта, чердака, мусоропровода, туалет сочетался с ванной (часто сидящей), были сужены лестничные пролеты и уменьшена высота потолков. Также у некоторых квартир не было балконов. Люди шутили, что Хрущев соединил туалет и ванную, но не успел соединить потолок с полом. Кухни имели от 5 до 7 квадратных метров, а потому людям приходилось обедать поочередно. Вообще, в такие квартиры поселялись из расчета «количество человек в семье минус один». Возможно, такие квартиры строили с целью не дать возможности жить там нескольким семьям и соответственно создать новые коммуналки.

25 декабря 1975 год – торжественно открытое троллейбусное движение в нашем городе. Регулярная перевозка пассажиров началась 31 декабря 1975 года. Первыми машинами были 20 чехословацких троллейбусов Škoda 9Tr. Фото со страницы Виктора Мадри

Как бы то ни было, но в Тернополе массовое жилищное строительство приобрело широкие масштабы. Первым микрорайоном, построенным в городе по этой технологии, стала «Дружба», которая появилась на месте села Загребелье. Здесь появились улицы Дружбы, Мазепы, Мира, улицы Карпенко. В 1975 г. здесь был запущен первый троллейбус.

25 декабря 1975 год – торжественно открытое троллейбусное движение в нашем городе. Регулярная перевозка пассажиров началась 31 декабря 1975 года. Первыми машинами были 20 чехословацких троллейбусов Škoda 9Tr. Фото со страницы Виктора Мадри

Другие жилые микрорайоны Тернополя строили рядом с местом работы жителей – промышленными предприятиями, которые были ликвидированы при новых экономических условиях 90-х годов. А потому выросли Східний, Солнечный (Бам), Юбилейный (8-й микрорайон), 9-й микрорайон, 6-й микрорайон, Тинда (7-й микрорайон), Канада (10-й микрорайон), Молодежный (11-й микрорайон) ), Аляска (12-й микрорайон), Північний  (13-й микрорайон), 14-й микрорайон, Промышленный, Південний (Березовица). В результате привязанности жилья к предприятиям сегодня жители вынуждены преодолевать значительные расстояния до новых мест работы, преимущественно находящихся в центре Тернополя. Это также повлияло на увеличение количества частных автомобилей, которыми переполнились придомовые территории. Также рядом с авто появляется большое количество стихийных рынков (Аляска, Леси Украинки, Универсам, Коновальца, Мазепы). Со временем первые этажи жилых домов переоборудовали в заведения торговли и обслуживания. Главные улицы микрорайонов трансформировались в так называемые коммерческие полосы, а у важных транспортных узлов появились супермаркеты.

Тернополь, 1970 год, массив «Дружба». Фото со страницы Виктора Мадри

Итак, современный Тернополь – это преимущественно здания, построенные в советское время. Сейчас они постепенно стареют, а значит, со временем могут быть заменены на новые и современные, ведь время их эксплуатации быстро истекает. Правда, сейчас почему-то уничтожаются исторические здания, которые формируют туристическое лицо города и это грустно…

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.