Понедельник, 29 апреля, 2024

Какие автомобили более 100 лет назад ездили по улочкам Тернополя?

Более ста лет тому назад на тернопольских дорогах появились первые автомобили. Они постепенно заполонили город настолько, что сейчас без транспортных средств его нельзя и вообразить. Однако с чего все начиналось? Как в Тернополе появился первый автомобиль и каким он был? Давайте узнаем на ternopil-future.

Когда появился первый автомобиль?

На протяжении веков транспортное средство претерпело немалые изменения. Сначала его функцию выполнял домашний скот (лошади, волы и т.п.). А в 1885 году германский изобретатель Карл Бенц построил первый современный автомобиль. Заинтересованность в машинах приводит к изобретению новых технологий и их быстрому овладению. Это все происходило на протяжении ХІХ – ХХ веков. Автомобиль Бенца использовался для перевозки пассажиров, впоследствии приобрел большую популярность во всем мире. Такой транспорт был удобен, быстр и прогрессивен предыдущий. Это дало толчок постепенному переходу к использованию автомобилей в привычной жизни. Правда, не все могли себе позволить его приобрести.

В. Навроцкий на первом автомобиле в Одессе

Первый автомобиль на украинских землях появился только в 1891 году. Его владельцем стал издатель и редактор “Одесского письма” Василий Навроцкий. Что касается Западной Украины, то в Галиции новейшее средство передвижения увидели вскоре, в 1897 году в городе Львов. Правда, это был не совсем автомобиль, однако тоже транспорт – мотоцикл. Первый автомобиль принадлежал владельцу нефтяных скважин Казимежу Одживольскому. На галицких землях он был соучредителем одной из крупнейших компаний.

Очень скоро автомобили появились на дорогах Тернополя. Они отличаются от представленных на рынке сейчас, прежде всего, своим внешним видом и функциями. Однако конец XIX века важен в жизни человечества, ведь этот период еще называют эпохой создания первого автомобиля в мире.

Первые автомобили в Тернополе

Появление первого автомобиля произвело большое впечатление на все мировое сообщество. Вскоре этот транспорт появился и на тернопольских улочках. С конца XIX века началось активное серийное производство автомобилей во многих ведущих странах. Австро-Венгерская империя не исключение. Следует отметить, что в этот период современная Тернопольская область входила в ее состав. Первый автомобиль на этих землях вышел под маркой “Tatra”, об этом говорится на сайте Турклуба Тернополя.

 Дела шли довольно неплохо, поэтому в 1856 открывается отделение в городе Львов. Автомобиль “Tatra” стал первым транспортом, на котором установили тормоза на задних и передних колесах. Фирма производила не только брички, но и кареты класса люкс, почтовые и грузовые телеги. Они очень хорошо расходились.

Автомобиль Tatra 10

Их первый автомобиль смотрелся довольно интересно. Он очень отличается своим внешним видом от своего современника. Автомобиль NW U стал Tatra 10, получил свои передние тормоза и увеличил мощность с 65 до 68 сил. Их было выпущено в 13 раз больше, чем, например, в довоенное время. У него был полностью открытый кузов без тента и ветрового стекла. Этот автомобиль частенько встречался в Тернополе. Его владельцами были только богатые мещане и интеллигенция.

Транспортные средства начала ХХ века

В ХХ веке автомобили марки “Tatra” меняются на местное “Подолье”. В 1923 году местный магистрат Тернополя купил грузовых автомобилей “Laurin & Klement” на сумму 40 миллионов. “Laurin & Klement” принадлежит к чешским производителям транспортных средств, основанным в 1895 году на территории Австро-Венгрии. Во время Первой Мировой войны их завод работал на полную мощность. Выполняли заказы преимущественно для военных. Специализировались на изготовлении мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей, в которых нуждалась австро-венгерская армия. После войны на Тернопольщине появились грузовые автомобили “Laurin & Klement”. Его вес составлял около 3945 кг, система зажигания – магнитоэлектрическая, а торможение ножное и ручное. Их использовали в городском хозяйстве.

Грузовик “Laurin & Klement”

Очень скоро появились и другие модели автомобилей в Тернополе. Ими стали автомобили марки “Fiat” и “Packard”. “Fiat” является итальянской компанией-производителей транспортных средств. Основана еще в 1899 году. Автомобиль “Fiat” в городе был полностью оборудован для тушения пожаров. Встречались и легковые модели для перевозки пассажиров. “Packard” с 1899 года становятся американскими производителями транспорта. В регионе они представлены грузовыми моделями.

Грузовик “Packard”

Как мы видим, автомобили уже выполняли функцию не только перевозки пассажиров, но и грузов, в частности, помогали людям в выполнении их работы. Местные власти Тернопольщины также владели транспортными средствами для передвижения. Среди марок здесь встречались “Fiat”, “Ford” и “Buick”. Это были преимущественно легковые автомобили. Они находились в распоряжении пожарной охраны, командующего полицией и дирекции.

Кто из мещан в Тернополе имел автомобиль?

Обычные жители Тернополя также владели собственными автомобилями. Правда, не каждый мещанин мог позволить себе его приобрести. Владельцами первых легковых стали представители интеллигенции и богатые землевладельцы. Значительная часть транспортных средств все же принадлежала интеллигенции. Одним из таких первых владельцев стал Владимир Ленкевич – комиссар Тернополя.

Источник: фото Хроніки Любарта

Впоследствии владельцами первых автомобилей стал Богдан Свистун — первый украинский врач-фтизиатр и общественный деятель и украинский педагог Лев Цегельский. Лев Цегельский некоторое время работал преподавателем Тернопольской украинской гимназии. Там преподавал несколько иностранных языков — греческий, латинский и родной украинский. Однако после закрытия учебного заведения был вынужден подрабатывать шофером и автомехаником. Стал организатором автомобильно-шоферской школы при Подольском Союзе кооператива.

Богдан Свистун в свое время был известным врачом Тернополя. Работал терапевтом, инфекционистом и фтизиатром в Тернопольской городской больнице. С 1941 года занимал пост главврача Тернопольского областного противотуберкулезного диспансера. Многое изучал за границей.

Первые городские автобусы и автошколы в городе

В 30-х годах ХХ века ситуация с автомобилями несколько меняется. Их начинают использовать в качестве такси. Самыми популярными марками среди мещан остаются “Ford”, “Fiat”, “Tatra”, “Buick”. Улочками встречаются автомобили марок “Chevrolet”, “Citroen”, реже — “Chrysler”. В этот период возникают первые городские автобусы. Они курсировали по Тернопольскому воеводству. Увеличение транспортных средств на Тернопольщине обусловило появление первых заправочных станций. Так постепенно автомобили все чаще появляются на улицах города.

Для того чтобы управлять транспортом в Тернополе даже открыли специальные водительские курсы. Стоит вспомнить Льва Цегельского, который сначала преподавал в Тернопольской украинской гимназии, а через некоторое время стал организатором первой автомобильно-шоферской школы. Учились в ней в основном мужчины. Условия получения водительского удостоверения были несколько схожими с нынешними, однако водителю нужно было еще принести свое “свидетельство нравственности”. Это было непременным условием. Желающих учиться на автокурсах было много.

Источник: фото Википедия

С появлением автомобилей возникла потребность в мастерах, которые поддерживали состояние транспортного средства и обеспечивали их жизнедеятельность. Так в Тернополе начали появляться первые автомеханики. Поначалу их в Тернополе было не так много. Работала механическая мастерская Ольшанского на современной улице Шептицкого и Рослля на Загребелье.

В современную эру поменялось фактически все. Сегодня на рынке доминируют несколько типов кузова, двигатель стал несколько более мощным, возросла топливная эффективность. Выбрать автомобиль – не проблема. Его владельцами могут стать не только богатые землевладельцы или интеллигенция, но и обычная среднестатистическая семья. Автомобиль на протяжении веков прошел значительную эволюцию, но стоит не забывать, с чего все началось – с колеса.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.