Четверг, 25 июля, 2024

Костел для императора в Великом Ходачкове

До оккупации Галиции и Волыни Красной армией в 1939 и 1944 гг. на этих землях проживало значительное количество поляков, евреев, украинцев. Если последние так и остались здесь жить, евреи погибли в пламени Второй мировой или уехали в Израиль, то поляки были переселены из этих земель в Польшу или в Казахстан, на север России или просто уничтожены. Вместе с тем после них остался значительный пласт материальной культуры. Одной из них является костел в селе Большой Ходачков. Подробнее об этом расскажет издание ternopil-future.com.ua.

Фото с сайта landmarks

Большой Ходачков

Как сообщает издание terminovo поселение с таким названием впервые упоминается в 1504 г. А значит, оно было старше Тернополь. Впрочем, на сайте Википедия указана другая дата основания села, а именно 1758 год. Какая из них верна не удалось узнать. Но, тем не менее, понятно, что поселение не вчера основано. Его статус был настолько весомым, что у общество имело свою печать. На нем был изображен дом, возле которого стоят крестьянин с палкой и воин, вооруженный ружьем. Возможно, это изображение символизирует предание о поселении возле корчмы, расположенной у развилки или это просто свидетельство, что здесь жили крестьяне, которые по случаю могли и защитить себя.

Владельцем Великого Ходачкова и Козовы был помещик Казимеж Шелиг Шелиский участник национально-освободительного восстания поляков и литовцев против Российской империи 1830-1831 годов. Учитывая поражение восстания и участие в нем, ему пришлось эмигрировать в Австрийскую империю и приобрести у г-на Мошинского городок Козова и Великий Ходачков. Шелиг Шелиский был активным человеком и трижды избирался в Галицкий сейм от сел возле Тернополя.

Поселок в плане религии принадлежал к приходу Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Настасове и не имел своего храма. “…в 1880 году в селе проживало: 1527 католика, 140 греко-католика, 21 єврей”.Население городка на конец ХІХ ст. составило 2130 жителей. Действовала читальня украинского общества “Просвіта», а также почтовое отделение.

Фото с сайта landmarks

Строительство костела

В населенном пункте проживали преимущественно поляки-католики, поэтому когда возникла необходимость строительства нового костела, то владелец села Казимеж Шелиский подарил общине земельный участок. Это произошло в 1870 г. А уже 24 апреля 1879 г. был заложен краеугольный камень храма. А в следующем году строительство завершено. Консекрация храма состоялась в 1890 году. В 1899–1900 гг. храм еще достраивали. В 1907 г. здесь начала действовать приходская экспозитура (представительство).

Фото с сайта landmarks

Все в общем-то стандартно. Заделка камня, строительство, освящение, достройка и т.д. Только одно но. Речь идет о том, что этот костел был построен для австрийского императора. Точнее к 25-летию его женитьбы. Детальнее читайте дальше.

Костел для императора

Как свидетельствуют старшие жители села Великий Ходачков костел строили не только для людей, но и чтобы угодить, посвятить его императору. Дело в том, что в 1879 г. империя готовилась к празднику. Планировалось празднование 25-летия женитьбы императора Австро-Венгрии Франца Иосифа I и Елизаветы Баварской. В Вене чеканили монеты, награды с императором и его женой, печатали листовки с императрицей Сисси (ласкательное имя, как ее называли друзья и родственники), города и села гигантского государства наперегонки искали возможность показать себя с лучшей стороны и презентовать императорской семье что-то интересное . Празднование памятной даты должно было состояться 24 апреля. В Тернополе, например, городской магистрат во время заседания 18 марта 1879 г. называя семью императора «Самым ярким Паньством» решил установить в центре города праздничную иллюминацию. Она должна была так сказать серебряным сиянием покрыть весь центр города.

Сисси. Фото с сайта Вікіпедія

Именно поэтому в Великом Ходачкове его владелец решил показать свою преданность императору и отметить их серебряную свадьбу тем, что было решено заложить краеугольный камень нового костела 24 апреля, как раз в 25-летие женитьбы императора.

Господин Казимеж не дожил до освящения костела и умер в 1885 г. Над его могилой был поставлен обелиск с надписью, кто он сделал, когда родился и умер. Обелиск стоит рядом с костелом, который он и заложил.

Фото с сайта landmarks

Костел в ХХ ст.

Храм полностью начал действовать уже в ХХ ст. Когда началась I-мировая война и здесь полыхали боевые действия, то костел стал наблюдательным пунктом для солдат русской армии, а потому его и уничтожили немецкие военные. Такого история первого костела. 

Война кончилась. Местные католики посещали греко-католическую церковь. Сын Казимежа Генрих дарит общине еще один участок для строительства нового храма. Через некоторое время здесь выросла часовня. Сначала деревянная. В 1925 г. был основан приход и заложен храм на новом земельном участке. Автор проекта Фаддей Шнейдер. Проект нового храма для Великого Ходачкова утвержден в Перемышле 20 сентября 1927 г. План входа, центральной части, апсидов, пристроек похожи на храм в Великом Ходачкове. Правда, здесь были детали, которых на самом деле костел не имел. А также надписи были на украинском языке, что в это время было невозможно. Костел был весь из кирпича. На строительство ушло 8 лет. Рядом возводили школу, которая находится через дорогу. Завершены оба строительства в 1935 г.

Вторая мировая война

События мировой войны болезненной и трагической волной прошли по деревне. В апреле 1944 г. по непроверенным данным часть села и его жителей была уничтожена украинскими военными, как в то время служили в 4 добровольческом Галицком полку СС. Правда, подразделения этого же полка находились в это время возле Радехова, Бродов и были разбиты под Збаражем. А кто иничтожил поляков в Великом Ходачкове стоит разобраться историкам. Известно лишь одно, что в этом направлении шли тяжелые бои советских армий с немцами, которые прорывались на помощь своему заблокированному соединению в Тернополе, а потому возможно именно это столкновение повлекло за собой разрушение в селе и жертвы.

Фото с сайта ukrainaincognita.com

Как выглядит костел сегодня

Костел имеет вид неготичного и позднего барокко. Вход состоит из большого округленного портала. По бокам колонны с каменными вазами. Сверху надпись-абревиатура INRI («IESVSNAZARENVSREXIVDÆORVM» – лат.), размером 1,5 метра. Базилика имеет боковые аркады, за ними часовни, имеющие вид небольших башен. Справа построена ризница. А возле храма клебальня. Сейчас там находится школьная столовая и библиотека.

Фото с сайта ukrainaincognita.com

К моменту завершения Второй мировой войны костел не был внутри разрисован. На фасаде была скульптура Девы Марии, но ее уничтожили советские вандалы. Также здесь были, несколько скульптур святых. Был орган и икона Марии Божьей Ченстоховской (икону длительное время потом прятали люди и передали в церковь только после 1991 г.).

Часть скульптур из храма тоже спасли люди. Это статуи Святого Иосифа, Девы Марии и фигура «Сердце Господа Иисуса». Во времена независимости их передали польской общине Тернополя.

Далее в советские времена храм использовался как учебное заведение для обучения трактористов, далее как мастерская, склад для зерна, минеральных удобрений. В 70-е годы здесь произошел пожар. Пожарные ехали так долго, что остались только стены. Была даже мысль уничтожить костёл и для этого в деревню приезжали взрывники, но дело только и замыслами завершилось.

Поэтому восстановить храм или хотя бы внести его в список памятников архитектуры местного или национального значения сложно. Много разрушений. Нет инвестора, который бы был готов класть сюда средства. Возможно, вы знаете, как это можно сделать, чтобы костел Великого Ходачкова снова был величественный и прекрасный!

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.