Воскресенье, 28 апреля, 2024

Почаевская Лавра: история и архитектура с древнейших времен и до начала ХХ ст.

Ни один из городов Тернопольской области не вызывает такого количества споров, противостояний или дискусий, как Почаев. И эту ситуацию легко понять, ведь Почаевская лавра, расположенная здесь с давних времен была центром православ’я, дальше греко-католической обителю, снова православной, но на этот раз под руководством России. Так продолжалось фактически до Первой мировой войны, после окончания которой Лавра перешла в состав Польской православной церкви и должна была пройти процедуру «ревиндикации» — то есть перехода к Римско-Католической церкви. После оккупации Галиции большевиками в 1939 г. Лавра принадлежала к канонической Украинской автономной православной церкви, сохранившей общение с Московской Патриархией (то есть в составе РПЦ). С 1992 г. Почаевская Лавра начала свое движение к оставлению в составе РПЦ и противодействию украинизации. А сегодня – это центр консерватизма, православного фанатизма, русского мира. А потому подробнее расскажет об архитектуре этого памятника христианства на украинских землях издание ternopil-future.com.ua.

Почаев: начало истории

Как отмечает исследовательница Зоряна Лукомская, собственный город Почаев находится в 20 км юго-западнее Кременца и входит в состав Кременецкого района Тернопольской области. Это административно. А регионально весь район – это территория Волыни, а не Подолья или Галиции, как большинство территории области.

Фото с исследования З. Лукомской

Впервые Почаев упомянут в Грамоте польского короля Сигизмунда I Старого 1527 г. Но кроме этого существовала информация, даже другое – легенда, что монастырь здесь основали монахи Киево-Печерского монастыря, бежавшие после нападения татар еще в декабре далекого 1240 г. Легенда пока не подтверждена документами. Так всегда поступают ученые, когда определяют время основания любого населенного пункта. Также если говорить о Почаевском имении (а вокруг пещерного монастыря со временем возникло поселение), то в 1442 г. князь литовский Казимир IV Ягеллончик передал его войту (чиновнику, должностному лицу, руководителю) Кременца, а уже в 1451 г. какому-то Ваську Стрельцу. 

І этап существования монастырского комплекса и города Почаева.

І этап (от основания – до начала XVIII ст.). Об основании монастыря мы упоминали. Здесь только добавим, что монахи жили в пещерах (они могли быть естественными или рукотворными), которые возникли рядом (около 20 км) со старинным Кременцем. Основные же здания монастыря уже были построены после 1597 г. возле каменной Успенской церкви на южной части Почаевской горы. За несколько десятков лет Почаевский монастырь при поддержке меценатов и владельцев медленно развивался, перестраивался. Здесь, несмотря на татарские нападения, войны между украинцами и поляками, противостояния между греко-католиками и католиками сооружаются сакральные, жилые, хозяйственные и гражданские здания. Вот так медленно монастырь становится самым большим на Волыни. Как по общественно-религиозному значению, так и по архитектуре. Святыня того времени до 1713 г. была православной.

Источники об архитектуре Успенской церкви

Чтобы больше узнать, как выглядела архитектура древнего Почаева, воспользуемся достоверным иконографическим источником авторства медерита Никодима Зубрицкого, который называется «Осада Почаевского монастыря 1675 г.». (1704 г.). Здесь написано, что главным зданием монастыря есть Успенская церковь. Она построена вдоль направления восток-запад и находится параллельно Почаевской горе. В течение некоторого времени ее перестраивали. Об этом свидетельствуют изображенные на гравюрах второй и третий яруса еще двух построенных церквей, а также укрепление для южной стены невы. Благодаря рельефу здесь смогли создать вход на второй ярус прямо из монастырского подворья. Также на гравюре изображен вход в пещеры, где предположительно жили первые монахи.

Церковь Св. Троицы

Также источник говорит нам, что выше и севернее расположена большая трехдельная церковь Св. Троицы. Она была ориентирована алтарем к востоку. Ее расположение легко объяснить, ведь у строителей была задача включить в структуру здания одну из святынь монастыря – отпечаток стопы Божией Матери. Из него сейчас течет источник со «святой» водой.

Этот храм, как рассказывает ученый П. Рычков похож по архитектурным деталям к уничтоженной на сегодня Преображенской церкви в Залужье (1600 г.), Николаевской в Бучаче (1610 г.), Михайловской в Гоще (1639 г.), Успенской в Подгайцах (1653 г.) 

Церковь Победы Божией Матери

Рядом, на северной части двора монастыря, расположена церковь Победы Божией Матери. После 1675 г. – это трехъярусная оборонительная колокольня. История этого храма – это целый сборник легенд и мифов. Одна из них гласит, что благодаря иконе Божией матери защитникам Почаева удалось отразить нападение турок в 1675 г. Этому событию даже посвящена дума «Ой, взошла заря вечерняя».

Также на территории Лавры находится другая икона – так называемая – Почаевская икона Богородицы и мощи святых.

Вообще вся территория монастыря делится на 3 части: главная часть, состоящая из храмов, келиев, церкви Успения, западной оборонной стены с башнями и оборонительной колокольней и частично южной – они образуют своеобразную цитадель; замкнутая часть деревянных стен и нерегулярной застройкой; монастырский сад, расположенный с юго-западной стороны.

Монастырь в 18-19 вв. или II этап развития архитектуры монастыря

На этом этапе (начало XVIII – 1830-е гг.) святыня переходит к подчинению греко-католической церкви. Ее берет под свою опеку орден о. Василиан или другими словами она принадлежит к Чину Святого Василия Великого. А значит, с 1713-1832 гг. он принадлежит греко-католикам. Началось его развитие. Храм святой Троицы переименовывают и освящают в Успенский. Количество архитектурных сооружений в это время уменьшилось, возможно, из-за пожаров. Но главные монастырские постройки и стенки сохранились. В 1761 г. на средства Николая Потоцкого завершено строительство нового Свято-Успенского собора по проекту Готфрида Гофмана. Также с северной стороны собора построено помещение для монахов (братский корпус).

Итак, Успенский собор построен на месте бывшей Троицкой церкви. Для возможности доступа ко входу предыдущих церквей и пещер здесь была сооружена южная терраса. Успенский собор после этого начинает преобладать над окружающей застройкой. Он становится ярчайшим творением европейского барокко второй половины XVIII в. на территории Правобережной Украины.

Рядом с сакральным комплексом монастыря рядом сформировался городок Почаев. Он начал размещаться с 1778 г., с Южной стороны монастырского комплекса, у подножия Почаевской горы. Центром стала прямоугольная рыночная площадь, заложенная при перекрестке трех дорог.

Монастырь ПРЦ

В связи с тем, что Волынь была включена в состав Российской империи после ІІ-разделения Речи Посполитой в 1793 г., то и российские власти «положили глаз» на Почаевский монастырь. Поэтому 25 октября 1831 года монастырь перешел в ведение Православной Русской Церкви. В 1833 г. монастырь получил статус Лавры. С этого времени монастырь становится центром русификации региона, с 1905 г. центром распространения русских шовинистических и националистических идей. Здесь начинают печатать антиукраинский «Почаевский листок» – «речник» «Союза русского народа».

Итак, история Почаевского монастыря, а теперь Лавры сложна и неоднозначна. В результате оккупации украинских земель и слабости украинской власти в период независимости здесь образовался центр русского православия. Хватит ли силы воли у сегодняшней власти изменить ситуацию? Увидим.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.