Воскресенье, 28 апреля, 2024

“Самый фотогеничный” костел Тернопольщины

Любите красивые здания? А кто же их не любит, правда. А потому хотим вам рассказать о самой фотогенической церкви в Тернопольской области, а именно Неоготическом костеле Матери Божьей Неустанной Помощи в селе Сороцьке. Подробнее об этом расскажет издание ternopil-future.com.ua.

История села Сороцкое

Как отмечает издание kuriergalicyjski, село Сороцкое, что на Теребовлянщине вполне заслуживает, чтобы называться самым фотографическим и романтичным среди заброшенных памятников Тернопольщины. Ведь здесь расположен упомянутый выше костел, а также в селе немало других памятников истории края. А потому расскажем вам об одном из них. Но сначала история села, ведь она неотделима от истории храма.

Название села произошло от реки Сороцька. Ее еще называют Сорочанка. Название скорее всего посвящено сорокам, а не рубашкам. Вы ведь тоже так думаете, верно? Первое упоминание села произошло в 1474 г., (на сайте села правда указано 1423 г.) когда село было частью королевских земель (польских) и находилось рядом с современным селом. Из-за нападений татар жители села вынуждены были переселиться и найти новое место. Здесь с трех сторон были болота, а с другой лес.

Уже в 1564 году село принадлежало Потоцким. В середине 18 в. семье Дульских. В первой половине ХІХ ст. Забельским. Где-то до 1873 г. село было продано Вацлаву Баворовскому. Подробнее об этом интересном и необычном помещике здесь.

В селе была одноклассная школа, ссудная касса. Жители села воевали в Украинской Галицкой армии, легионе Украинских сечевых стрелков. После мировой войны, Первой, в селе действовал союз «Луг», читальня общественной организации «Просвіта» и даже драматический кружок.

Куда ходили верующие до строительства костела

Как это часто бывало в тернопольских селах, прихожане не всегда имели возможность иметь церковь, храм. Как тогда, так и теперь для ее строительства необходимо было собираться деньгами, искать меценатов или посещать храмы соседних поселений. Жителям Сороцкого не повезло, ведь их владелец был Виктор Баворовский. По преданию чрезвычайно богатый, но и бережливый человек. А потому католики села были вынуждены добираться на службы в Баворов. Костел был построен только в 1907 г. А потому в 1909 г. в Сороцьком возникла своя экспозитура (филиал), объединявшая собственно Сороцкое, Илавче (общественная часовня с 1911 г.), Таможню с Юзефовкой и Козовку (1 г.). В 1925 г. в Сорочском наконец был зарегистрирован собственный приход.

Кто создал костел в Сороцькому

Архитектором, который построил совершенный памятник искусства Михаил Ковальчук. Он родился в Станиславе. Учился во Львове. Далее получил стипендию и уехал улучшать знания в Италию. В 1880 г. окончил львовскую политехнику и работал преподавателем на кафедре строительства, спустя еще пять лет начал преподавать в родной alma mater историю архитектуры — и делал это вплоть до 1914 г. Работал не только архитектором, но и скульптором. В частности, устроился в мастерскую наследственного резчика Леопольда Шимзера. Писал статьи по истории архитектуры, многое рисовал, реставрировал памятники архитектуры, консервировал их, проектировал жилые дома, общественные сооружения, дворцы, виллы, часовни. Похоронен на Лычаковском кладбище.

Кто финансировал постройку костёла

Неоготический костел Матери Божьей Неустанной Помощи был возведен в 1902-1907 годах по проекту архитектора Михала Ковальчика на средства владельцев Сороцкого Михала Виктора Баворовского (1860-1933) и его жены Марии-Северины врожденной Дунин-9. Восточную стену храма до сих пор украшают возведенные семейные гербы ктиторов – «Пруса» Баворовского и «Лебедя» Дунина Борковского.

В 1870 году граф Вацлав Баворовский купил Сороцьке для своего сына Михала. В то время здесь было создано огромное барское хозяйство, где не только выращивали зерновые, но и были кузницы и кирпичные, производили известь и фруктовые сады. Кроме хозяйства, граф активно занимался обустройством своего дома. Он приказал полностью разобрать старые классицистические постройки усадьбы, которые взял от предыдущих владельцев. Вместо этого он построил большой дворец со всяческими архитектурными «вещями» и излишками модерна времен покойного Франца-Иосифа I. Во дворце было 40 комнат, огромный парк, зоопарк с экзотическими животными и птицами, конюшни. с чистокровными лошадьми и т.д. Персонал дворца превышал 100 человек.

дворец Баворовских

К сожалению, граф Баворовский недолго радовался своим родовым гнездом. В 1914 году его ограбили русские солдаты и, что еще хуже, сожгли дворец. К счастью, старый граф Вацлав не дожил до этого – умер в 1909 году. Восстановлением занялся его сын Михал. Умер в 1933 году.

Трагической была судьба его дочери Марии, последней владелицы имения. В первые дни освобождения советской властью ее арестовали как враждебный советской власти элемент и замучили до смерти в тернопольской тюрьме. Дворец недолго пережил свою хозяйку. Во время советско-германской войны он испытал значительные разрушения во время мощного авианалета «птиц Геринга» на советский персонал, проживавший во дворце. Восстанавливать его после войны не было смысла и некому было, поэтому руины разобрали на строительный материал.

История храма

Храм был закончен в 1907 г. В 1937 г. эта святыня имела 3 колокола. Для них была построена к западу от костела небольшая каменная колокольня с тремя неоготическими арками. Она и сейчас есть. Но колоколов нет.

Хотя храм строили пять лет, его украшение завершили только в 1939 году. Через несколько месяцев началась Вторая мировая война, и вскоре пришли Советский Союз… за ним немцы… затем снова Советский Союз. Наконец-то осенью 1944 года церковь закрыли. Метрикальные книги были вывезены во Вроцлав (Польша). А храм начал приходить в упадок, ведь и поляков в эти годы заставляли покидать Тернопольщину.

После войны храм превратили в склад зерна, затем минудобрений. Чтобы внутрь можно было заехать на грузовиках, новые хозяева разобрали часть восточной стены и поставили ворота. В 1970-х костел еще и горел. В 90-х годах случайно (а может и нет) сгорела крыша храма. Огонь, кроме крыши, полностью уничтожил отличные витражи работы французских художников. Их вставили как раз перед войной.

В 90-х годах были уничтожены остатки амфона, неоготический алтарь, приделы. Крестильня переехала в костел Скалата. Остались всего два родственных герба на стене храма: Пруст Баворовских и Лебедь Дунин-Борковских.

Что сегодня находится на территории храма

Сегодня фотографировать церковь в Сороцьком – настоящее удовольствие. Здесь ничто не торопится на звук. Более того – окружение чрезвычайно гармонично, подчеркивает красоту здания и печаль этой заброшенной неоготической жемчужины. Особенно поражают старые деревья, которые в молчаливой молитве протягивают к небу свои извитые руки огромных ветвей. Разбитые витражи-эндосперма и засохшие деревья создают мистический декор. Образ целого дополняет огромная колония ворон, поселяющаяся на вековых деревьях за церковью. Зловещее карканье, звенящее в ушах, дополняет печальную картину пустоты.

Сейчас храм постепенно приходит в упадок и нет никакой надежды, что ситуация изменится к лучшему. Единственное, что удалось сделать, это очистить внутренние помещения от мусора, который здесь накопился годами. Католиков в селе уже нет, а у верующих УГКЦ свой храм Матери Божьей Неустанной Помощи.

А по вашему мнению, какой рам Тернопольщины можно назвать самым фотогеническим?

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.