Понедельник, 22 апреля, 2024

Приходской костёл в Тернополе: украшение города, которое не вернуть

Каждый человек в течение своей жизни, а преимущественно в детстве или в молодом возрасте, любит мечтать. И если удается исполнить мечту, то человек  получает незабываемые эмоции или материальные вещи, как жилье, авто, ценную вещь, которых еще вчера у него не было. Бывают случаи, когда мечты можно, потерять, передать кому-то другому, разрушить, потерять и потом до конца жизни жалеть о том, что их нельзя вернуть. Вот так и Тернополь, как город, община, группа людей мечтал о новом приходском костеле, получил его, а дальше большевики/коммунисты разрушили последний. И теперь мы все сожалеем о нем. Подробнее о приходском костеле Тернополя расскажет издание ternopil-future.com.ua.

Начало строительства

Как отмечают исследователи города Я. Гулько, И. Дуда и Л. Бойцун, история строительства костела началась еще в конце XIX в. Сначала был создан комитет, начавший собирать добровольные пожертвования, ведь средств нужно было немало. Только на каркас и 2 алтаря необходимо было собрать 250 тыс. корон. Существовала договоренность с властями города (а бургомистром тогда был украинец Владимир Лучаковский), которые обязалась предоставить 200 856 корон. Еще 104 285 корон планировалось получить за счет специального налога на строение. А еще 123 000 корон за счет вкладов граждан. Поэтому для этого община города организовывала сбор средств, благотворительные концерты, фестоны (празднование). Был приобретен один из лучших земельных участков в центре города на пересечении улиц Мицкевича, Тарновского и Русской

Далее был проведен конкурс проектов, где победил план строительства от львовского преподавателя Теодора-Марианна Талевского.

Теодор Марьян Талевский

Выдающийся польский архитектор родился в Подкарпатском воеводстве в середине XIX в. Учился в Кракове, а дальше продолжил обучение во Львовской политехнике, где и работал. Скончался в 1910 г. во Львове. За свою жизнь воплотил десятки строительных проектов от жилых домов в Кракове (получили названия благодаря рельефам с надписями: «Под пауком», «Под поющей», «Festina lente») так и общественные и сакральные (религиозные сооружения) в Польше, Украине.

Именно он спроектировал костёл св. Елизаветы во Львове, который близнец тернопольского приходского костела. Также работал в других городах Галиции. В частности, создал проект храма в Каменке-Бугской, костел в Скалате (отреставрировал башни замка и костел святой Анны), замок Высечке у Борщева, дворец графа Чосновского возле Шумска, дворец Четвертинских в Киеве, имел отношение к новой ратуше в Стрые, дому Торгово-промышленной палаты во Львове, реконструировал костел в Товстому, доминиканском монастыре в Богородчанах на Франковщине.

Освящение краеугольного камня костела

После одобрения проекта 8 сентября 1904 г. был заложен краеугольный камень для строения. Для этого был организован величественный праздник. Люди пришли не только из Тернополя, но и из ближайших сел: Била, Довжанки, Домаморича, Дичкова, Великого Глубочка, Ивановны, Куривец, Кутковец и Пронятина.

Конфликт интересов

Параллельно со строительством католического приходского костела начались организационные работы по строительству новой приходской церкви для греко-католиков. Историк И. Дуда отмечает, что в 1907 г. священник о. Владимир Громницкий одолжил у митрополита Андрея Шептицкого 5000 долларов и купил земельный участок в конце улицы Адама Мицкевича (современный бульвар Тараса Шевченко). И все было бы хорошо, ведь архитектор Фаддей Обменьский выполнил проект церкви (1908 г.) в византийских традициях. Но появилась другая проблема в лице Рудольфа Галля, владельца паровой мельницы и польской общины города. В 1907 г. состоялись выборы в австрийский парламент. Рудольфу Галлю – еврею противостоял украинец о. Владимир Громницкий. Галль пообещал полякам, что если они за него проголосуют, он за свои деньги достроит им костел. И получил в результате 2905 голосов, а о. Громницкий – 1763. После такого результата городские власти запретили украинцам строить церковь так близко к будущему костелу, чтобы не спровоцировать межнациональные споры.

Продолжение строительства Приходского костела

Строительство шло живо. Для этого были задействованы самые лучшие материалы: камень, кирпич, мрамор, гранит. Руководство строительством осуществлял инженер Стефан Невгофф. Здание должно было быть в неготичном стиле. Высота шпиля 62 метра. Следовательно, ее можно было использовать в качестве пожарного поста и места для подачи сигналов с помощью трубы или горна.

24 мая 1908 г. строительство было окончено. Он поражал изящными витражами, резьбой алтарей, скульптурами, мраморными статуями, мощным органом. Главный алтарь подарили храмовые городские власти. Позже предприниматель Людвик Пунтшерт добавил от себя 2 мраморных статуи. Фронтон постройки украсила статуя святого Иосифа и евангелиста Иоанна от львовского мастера Войтовича. Художник Бернард Яросевич создал ясли-шопку, которая была установлена ​​в боковой часовне.

11 октября (по другим данным ноября) Тернопольский приходской костёл Матери Божьей Неустанной Помощи освящен.

Костел был местом для молитвы не католиков, но и греко-католиков. Последние правда приходили сюда с целью любоваться интерьером и слушать орган.

Во время I-мировой войны костел потерпел разрушения, но они были быстро устранены.

На этом строительство не завершилось, ведь только в 1933 г. община смогла завершить главный алтарь. Над ним работал львовский инженер и художник Вавжин Дайчак, оформляли Янина Рейхерт, Назарко. В этом же году главный алтарь был освящен.

Советская власть и приходский костёл

Строительство завершено. Мечта сотен и тысяч жителей Тернополя, которые сдавали деньги на строительство храма воплощена. Казалось все хорошо. Но появился фактор, не понимавший прекрасного и стремившийся все изменить под себя. Это была советская власть.

Во время Второй мировой войны в рамках советско-германского противостояния костел испытал многочисленные разрушения, но устоял. Немецкие солдаты превратили костел в мощную крепость. Поэтому бои за него были жестокими и здесь погибли сотни молодых советских военных, преимущественно украинцев. Один из выживших в этой бойне россиян говорил, что «здесь павшие красноармейцы лежали в три ряда, а офицеры и дальше гнали нас под пули на очевидную смерть, чтобы поскорее отрапортовать Сталину о взятии Тернополя». Когда пехота не смогла взять укрепление, то была брошена в бой артиллерия. Большие калиберные пушки превратили костел в решето, немцы сдались, но храм и дальше стоял.

Башня была наклонена, но ее можно было восстановить, а стены замуровать. Но власти было не до этого, поэтому люди самостоятельно бросились восстанавливать главную святыню города.

К маю 1949 г. в Приходском костеле несмотря на разрушения совершались богослужения. В этом же году было проведено обследование костела и комиссия заявила, что он находится в аварийном состоянии. Хотя главная причина заключалась в том, что он находился в центре города, а значит, мешал большевикам заявить о полной победе над религией. Согласно новому плану перестройки города костел должен быть уничтожен, а на его месте должен быть Центральный городской парк. Приговор был подписан. Хотя прошло время до его воплощения. Сначала сняли башню. В 1954 г. с помощью взрывчатки взорвали стены. Люди стояли и смотрели. Милиция пыталась их разгонять. В 1959 г. на месте костела был открыт Центральный универмаг.

фото с сайта golos

Часть произведений из храма верующие вывезли, преимущественно в Польшу, где они сохранились. Скульптура Мадонны и горельефы крестного пути передали на хранение в церковь Рождества Христова. Орган был изрезан и вывезен на свалку.

Да, Тернополь навсегда потерял свою мечту, свое свое самое ценное и величественное украшение.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.