Каждый человек в течение своей жизни, а преимущественно в детстве или в молодом возрасте, любит мечтать. И если удается исполнить мечту, то человек получает незабываемые эмоции или материальные вещи, как жилье, авто, ценную вещь, которых еще вчера у него не было. Бывают случаи, когда мечты можно, потерять, передать кому-то другому, разрушить, потерять и потом до конца жизни жалеть о том, что их нельзя вернуть. Вот так и Тернополь, как город, община, группа людей мечтал о новом приходском костеле, получил его, а дальше большевики/коммунисты разрушили последний. И теперь мы все сожалеем о нем. Подробнее о приходском костеле Тернополя расскажет издание ternopil-future.com.ua.
![](https://ternopil-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/18/2022/11/img_6362f4d57155e.png)
Начало строительства
Как отмечают исследователи города Я. Гулько, И. Дуда и Л. Бойцун, история строительства костела началась еще в конце XIX в. Сначала был создан комитет, начавший собирать добровольные пожертвования, ведь средств нужно было немало. Только на каркас и 2 алтаря необходимо было собрать 250 тыс. корон. Существовала договоренность с властями города (а бургомистром тогда был украинец Владимир Лучаковский), которые обязалась предоставить 200 856 корон. Еще 104 285 корон планировалось получить за счет специального налога на строение. А еще 123 000 корон за счет вкладов граждан. Поэтому для этого община города организовывала сбор средств, благотворительные концерты, фестоны (празднование). Был приобретен один из лучших земельных участков в центре города на пересечении улиц Мицкевича, Тарновского и Русской
Далее был проведен конкурс проектов, где победил план строительства от львовского преподавателя Теодора-Марианна Талевского.
Теодор Марьян Талевский
Выдающийся польский архитектор родился в Подкарпатском воеводстве в середине XIX в. Учился в Кракове, а дальше продолжил обучение во Львовской политехнике, где и работал. Скончался в 1910 г. во Львове. За свою жизнь воплотил десятки строительных проектов от жилых домов в Кракове (получили названия благодаря рельефам с надписями: «Под пауком», «Под поющей», «Festina lente») так и общественные и сакральные (религиозные сооружения) в Польше, Украине.
![](https://ternopil-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/18/2022/11/img_6362f4d6bfba0.jpg)
Именно он спроектировал костёл св. Елизаветы во Львове, который близнец тернопольского приходского костела. Также работал в других городах Галиции. В частности, создал проект храма в Каменке-Бугской, костел в Скалате (отреставрировал башни замка и костел святой Анны), замок Высечке у Борщева, дворец графа Чосновского возле Шумска, дворец Четвертинских в Киеве, имел отношение к новой ратуше в Стрые, дому Торгово-промышленной палаты во Львове, реконструировал костел в Товстому, доминиканском монастыре в Богородчанах на Франковщине.
Освящение краеугольного камня костела
После одобрения проекта 8 сентября 1904 г. был заложен краеугольный камень для строения. Для этого был организован величественный праздник. Люди пришли не только из Тернополя, но и из ближайших сел: Била, Довжанки, Домаморича, Дичкова, Великого Глубочка, Ивановны, Куривец, Кутковец и Пронятина.
Конфликт интересов
Параллельно со строительством католического приходского костела начались организационные работы по строительству новой приходской церкви для греко-католиков. Историк И. Дуда отмечает, что в 1907 г. священник о. Владимир Громницкий одолжил у митрополита Андрея Шептицкого 5000 долларов и купил земельный участок в конце улицы Адама Мицкевича (современный бульвар Тараса Шевченко). И все было бы хорошо, ведь архитектор Фаддей Обменьский выполнил проект церкви (1908 г.) в византийских традициях. Но появилась другая проблема в лице Рудольфа Галля, владельца паровой мельницы и польской общины города. В 1907 г. состоялись выборы в австрийский парламент. Рудольфу Галлю – еврею противостоял украинец о. Владимир Громницкий. Галль пообещал полякам, что если они за него проголосуют, он за свои деньги достроит им костел. И получил в результате 2905 голосов, а о. Громницкий – 1763. После такого результата городские власти запретили украинцам строить церковь так близко к будущему костелу, чтобы не спровоцировать межнациональные споры.
![](https://ternopil-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/18/2022/11/img_6362f4d78d456.jpg)
Продолжение строительства Приходского костела
Строительство шло живо. Для этого были задействованы самые лучшие материалы: камень, кирпич, мрамор, гранит. Руководство строительством осуществлял инженер Стефан Невгофф. Здание должно было быть в неготичном стиле. Высота шпиля 62 метра. Следовательно, ее можно было использовать в качестве пожарного поста и места для подачи сигналов с помощью трубы или горна.
![](https://ternopil-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/18/2022/11/img_6362f4d875cf7.png)
24 мая 1908 г. строительство было окончено. Он поражал изящными витражами, резьбой алтарей, скульптурами, мраморными статуями, мощным органом. Главный алтарь подарили храмовые городские власти. Позже предприниматель Людвик Пунтшерт добавил от себя 2 мраморных статуи. Фронтон постройки украсила статуя святого Иосифа и евангелиста Иоанна от львовского мастера Войтовича. Художник Бернард Яросевич создал ясли-шопку, которая была установлена в боковой часовне.
![](https://ternopil-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/18/2022/11/img_6362f4dc1a798.jpg)
11 октября (по другим данным ноября) Тернопольский приходской костёл Матери Божьей Неустанной Помощи освящен.
Костел был местом для молитвы не католиков, но и греко-католиков. Последние правда приходили сюда с целью любоваться интерьером и слушать орган.
Во время I-мировой войны костел потерпел разрушения, но они были быстро устранены.
На этом строительство не завершилось, ведь только в 1933 г. община смогла завершить главный алтарь. Над ним работал львовский инженер и художник Вавжин Дайчак, оформляли Янина Рейхерт, Назарко. В этом же году главный алтарь был освящен.
![](https://ternopil-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/18/2022/11/img_6362f4dc96b7b.jpg)
Советская власть и приходский костёл
Строительство завершено. Мечта сотен и тысяч жителей Тернополя, которые сдавали деньги на строительство храма воплощена. Казалось все хорошо. Но появился фактор, не понимавший прекрасного и стремившийся все изменить под себя. Это была советская власть.
![](https://ternopil-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/18/2022/11/img_6362f4dd1123f.jpg)
Во время Второй мировой войны в рамках советско-германского противостояния костел испытал многочисленные разрушения, но устоял. Немецкие солдаты превратили костел в мощную крепость. Поэтому бои за него были жестокими и здесь погибли сотни молодых советских военных, преимущественно украинцев. Один из выживших в этой бойне россиян говорил, что «здесь павшие красноармейцы лежали в три ряда, а офицеры и дальше гнали нас под пули на очевидную смерть, чтобы поскорее отрапортовать Сталину о взятии Тернополя». Когда пехота не смогла взять укрепление, то была брошена в бой артиллерия. Большие калиберные пушки превратили костел в решето, немцы сдались, но храм и дальше стоял.
![](https://ternopil-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/18/2022/11/img_6362f4ddaf18b.png)
Башня была наклонена, но ее можно было восстановить, а стены замуровать. Но власти было не до этого, поэтому люди самостоятельно бросились восстанавливать главную святыню города.
К маю 1949 г. в Приходском костеле несмотря на разрушения совершались богослужения. В этом же году было проведено обследование костела и комиссия заявила, что он находится в аварийном состоянии. Хотя главная причина заключалась в том, что он находился в центре города, а значит, мешал большевикам заявить о полной победе над религией. Согласно новому плану перестройки города костел должен быть уничтожен, а на его месте должен быть Центральный городской парк. Приговор был подписан. Хотя прошло время до его воплощения. Сначала сняли башню. В 1954 г. с помощью взрывчатки взорвали стены. Люди стояли и смотрели. Милиция пыталась их разгонять. В 1959 г. на месте костела был открыт Центральный универмаг.
![](https://ternopil-future.com.ua/wp-content/uploads/sites/18/2022/11/img_6362f4decf75b.jpg)
Часть произведений из храма верующие вывезли, преимущественно в Польшу, где они сохранились. Скульптура Мадонны и горельефы крестного пути передали на хранение в церковь Рождества Христова. Орган был изрезан и вывезен на свалку.
Да, Тернополь навсегда потерял свою мечту, свое свое самое ценное и величественное украшение.