История Тернополя – это смесь из множества легенд, событий, фактов и явлений. Среди них есть много таких, которые уже давно стали так сказать «притча во языцах», или просто так часто обсуждались, что потеряли свою ценность. В частности, здесь следует назвать историю тернопольских подземелий, сокровищ, о Яна Аморе Тарновском, появление термина «файный город», городского замка и ряд других. В то время остается много малоисследованных тем. Таких, которые, возможно, и вам не приходили в голову, но которые являются частью нашей общей истории города. Одна из таких тем – это история тернопольского микрорайона Дорошивка. Знаете, где он находился? То то же. Подробнее об этом расскажет издание ternopil-future.com.ua.
Дорошивка
Как сообщают тернопольские историки Любомира Бойцун, Богдан Остап’юк, Мирослав Остап’юк Тернополь возник в 1540 г. С этого времени в течение нескольких сотен лет постепенно формируются тернопольские окрестности: Оболонь, Загребелье, Зарудье, Торговица и обычно Дорошивка или Микулинецкая околица.
Само название микрорайона произошло от улицы Дороша (говорят жил здесь казак по имени Дорош). Поэтому уже в австрийские и польские времена она называлась Дороша, а в советские Павлова (за колеей). Большевики решили, что Дорош был скорее бандеровцем, чем казаком, и поэтому поспешили переименовать эту улицу. Сегодня это улица С. Стадниковой. Именно здесь, в Дорошивке, родилась украинская артистка София Стадникова. Поэтому сегодня часть Дорошивки носит ее имя. Также это место рождения и детства автора истории Тернополя Богдана Остапюка.
По данным исследователей города Дорошивка – это не только местность возле «рогатки», а также целый район, который еще при Австрии называли «Кападоция» (территория у старого парка). Дорошивку, которая начиналась от «Рогатки» и тянулась до берегов Серета, начали заселять в 16-17 веках. Вообще жителями этой, Микулинецкой окраины были преимущественно украинцы, так называемые «предмещане», впоследствии стали полноправными мещанами, которые занимались сельским хозяйством, ремесленничеством, торговлей. Так, некоторые держали небольшие пищевые магазины, колбасные. Центром района была Монастырская церковь. Именно здесь возле Микулинецкой «рогатки» (были и другие в частности Збаражская и на мосту через Серет) и начиналась Дорошивка. Почему это место называется рогатка? Потому что это развилка нескольких улиц. В давние времена, когда за въезд в город нужно было платить «копытное», здесь стоял длинный брус, опиравшийся на сбитых крест-накрест стояках. Деньги собранные из купцов уходили в городскую казну.
Также возле церкви располагались основные предприятия района, а это магазин, кабак и пекарня Вжесневских на Дорошивке и Завадович-Шафранюков. Были здесь и ремесленные мастерские и склады. Так, в 1913 г. на улице Острожского упоминается мастерская инженера Мечислава и Ловинского, где занимались насосами, сверлением колодцев, водопроводами, металлическими конструкциями, бензиновыми моторами и ремонтом авто. Также здесь было предприятие по выращиванию овощей и цветов Василишина. И мастерская Станислава Асенька, занимавшегося кузнечным делом, литвом. Его работу и сейчас можно увидеть по Тернополю.
Вулицю Острозького та Шептицьких з’єднувала літера «Л» вулицею Липовою. На цій вулиці процвітала велика механічна майстерня Станіслава Ольшанського, яку він подарував після «прощального візиту» росіян, які втікали з міста в липні 1917 року.
Сайт http://sowiniec.com.pl
Еврейское кладбище и Великие Гаи — соседи Дорошивки
Недалеко от Дорошевки было расположено еврейское кладбище, которое в Галичине называлось окописко. При большевиках оно было полностью разрушено и сейчас тоже не особенно выглядит восстановленным. Именно на этом кладбище ближе к Дорошевке были похоронены жертвы холокоста – евреи и военнопленные.
Есть версия, что именно Дорошивка и ее жители создали условия для активного заселения мещанского села Великие Гаи. Ведь мещане Дорошевки покупали землю вокруг города в сторону Гаев и строили там свои дачи, хозяйственные постройки. До 1939 года Гаи считались пригородом Тернополя под названием Tarnopolske Gaje. Поэтому село Великие Гаи расширилось, разбогатело и начало играть важную роль поставщика продуктов для города и рабочих рук.
Рождество на Дорошивке
Специального исследования о местности Дорошивки не существует. Даже статьи на ресурсе у Википедии нет. А потому, чтобы больше узнать об этом микрорайоне, приходится реконструировать данные из воспоминаний жителей этой местности. И здесь нам пригодятся записи тернопольского историка Богдана Остапюка.
В частности, житель Тернополя среди прочего рассказывает, как жители микрорайона готовились к празднику Рождества. За 2 недели готовили дрова на топливо, резали сечку для скота, сгребали снег со двора, возле дома, проверяли ямы с картофелем и свеклой. Вечером хозяева и хозяйки вудили ветчину и колбасы, а потому по окраине плыл запах копченостей.
Женщины в эти дни занимались уборкой. Поэтому белили кухню, сени, печи. Чистили в подвалах стены и бочки от остатков квашеной капусты, яблок, огурцов. Покупали или заготавливали муку, фасоль, сушеные овощи. Чтоб все было под руками. Чтобы можно было приготовить на основе блюда и десерты.
Дети в это время чистили мак, готовили пшеницу на кутю, толкли орехи, резали елки в Гаях, Березовском и Петриковском лесах, чтобы никто не видел. В последние годы елки уже продавались на базаре (20-30 гг. ХХ ст.)
Праздник быстро приближался. Считалось, что будет счастьем, если в сочельник первым придет во двор парень и несчастье, если женщина.
Приготовление пищи, а именно булок, калачей, кнышей, медников, маковников, тортов, пирожных и других лакомств было закончено в предыдущий день. В день Святого вечера готовился постный борщ с ушками (маленькие вареники с икрой и грибами), капуста, вареники с другой начинкой, голубцы, пончики, кутья, фасоль, компот, рыба и другие блюда. Все чувствовали на запах эти вкусности, но не решались есть.
После захода солнца вносили в дом дидуха – сноп пшеницы и ставили в углу. Стол посыпали сеном и ставили на нем кутью и свечу. В углу стояла елка. Дальше все после молитвы начинали есть борщ или кутью (если имели пасеку). Первую ложку кутьи бросали к потолку и считали сколько зерен прилипло. Количество получавшееся свидетельствовало, что именно столько пчелиных роев должно было прибыть в следующем году. Дальше гадали на небо будет ли урожай. Звездное – богатое, облачное – не будет. Дальше начинали колядовать. Об этом своя история.
Битва вертепов
Завершение колядования означало, что пришло время вертепов. Он был высок – 1,5 метра и широкий – 3 метра. Имел 2 этажа и 3 бани. Его готовили старшие ребята за несколько недель до праздника, склеивая цветную бумагу друг к другу. Благодаря своим размерам его несли 4 человека. Кроме людей, которые отвечали за вертеп вместе с ним ходили три царя, Ирод, ангелы, рыцари с мечами и в шлемах, черт, еврей с козой, смерть с косой. В общей сложности около 20 человек. В 1924 г. на Сочельник на Дорошивке произошло сражение двух вертепов: Микулинецкого и Зарудянского. Переговоры ни к чему не привели. Началась потасовка. Утром у Свято-Успенской церкви очевидцы могли видеть остатки вертепов, палки, штакетники. Такова была встреча вертепов. В последующие годы на Дорошивку еще ходили вертепы, но уже меньше…
Дорошевский приход
Так получилось, что некоторые жители Дорошивки посещали украинскую гимназию. Подробнее об этом учебном заведении здесь. Душой ”Парафии” был сл. г. Захар Вацик, после фармацевт, старший брат Василия, а духовным опекуном был Роман Завадович теперь известный поэт и писатель. А также Стефа Брояка, Минца Онуферко, Иванна Опанович (умерла в молодом возрасте), Ярослава Завадович, Оля Олейник, Маруся Мисула, Стефа Вишневская, Датчанина Ремеза, Стефа Вацик, Марийка Романюк, Юзя Ямна, Иванна Пигут, Иван Завадович, Теодор Виктор Цебровский, Осип Дзядов, Василий Онуферко, Алексевич, Степан Стешин. Именно эти ученики создали дружеский товарищеский кружок. В частности, к нему принадлежал Р. Завадович, ныне известный поэт и писатель. Однажды кто-то назвал этот кружок «Дорошевский приход» и название приклеилось к ребятам. «Дорошевский приход» устроил в доме кого из девушек танцы, песни, товарищеские забавы (места для забав менялись). Иногда «приход» сходился на лестницу возле Монастырской церкви или ходил в Гаев или в «Береги» над Серетом.
Итак вот такой была Дорошивка раньше. Сегодня ее не узнать, исчезают даже последние островки старины. Жаль, что этот известный исторический район Тернополя не попал в общий макет города. Возможно, это дело грядущих лет. А какой вы знаете Дорошивку?