Воскресенье, 28 апреля, 2024

Костел святого Антония Падуанского достопримечательность Тернопольщины

Безусловно, важно знать историю Украины или ее крупнейших или средних городов, к которым условно, можем отнести Тернополь, Кременец или Бережаны, а вот совсем другое – это интересоваться и знать историю маленьких городков или сел. Их ведь часто не замечают. Их история не так известна и интересна, как например Почаева или Черткова. В то же время, именно из таких историй маленьких населенных пунктов складывается мозаика выдающейся и героической истории Украины. Например, история села Лосяч, что на Чортковщине только на первый взгляд кажется обычным и обыденным. Здесь есть костел святого Антония Падуанского, который поражает взгляд и заставит каждого (и вас тоже) задуматься, а «все ли в жизни я увидел». А потому подробнее расскажет об этом населенном пункте и малоизвестном и прекрасном памятнике архитектуры Тернопольщины, издании ternopil-future.com.ua.

фото с сайта kuriergalicyjski

Лосяч — история основания и времен Польши

История городов и городков Тернопольщины была бы неполной, если бы мы обошли село Лосяч на Чертковщине. Село возникло не вчера, а гораздо древнее. Археологи, то есть ученые, исследующие материальные останки жизни людей, обнаружили, что здесь было поселение со времен Киевской Руси – первого государства украинцев. Название села произошло от зарослей лозы, которая стала прибежищем для местных жителей во время нападений турецко-татарских отрядов в 14-17 вв. По документам населенный пункт впервые упомянут в 1785 году. К тому времени он назывался Рогизна или Рогожная. Уже этого никто не знает, что это значит. Но остатки этого древнего поселения найдены в местности, называемой Глубокая долина.

Сегодня село насчитывает 6 улиц. Среди которых есть интересные названия типа: Свиная обида и рынок, а значит свидетельствуют о существовании здесь рыночной площади. В польское время село принадлежало Станиславу Конецпольскому — крупному землевладельцу и магнату.

Село неоднократно опустошалось татарами, но продолжало возрождаться и жить своей жизнью. Во время революции под руководством Богдана Хмельницкого 1648-1676 гг. село опять же было опустошено о чем свидетельствует запись в историческом документе за 1665: «села Лосячин, Давыдковцы и Блажеевка или Слобода Владельцем тех сел его милость господин Гиероним на Бжез, подкоморий подольский, староста скальский. В селе Лосячин нет ни одного подданного, на этом поклялся Михаил бургомистр скальский».

Лосяч за Австрии

Во времена Австрии, а это конец 18 – нач. ХХ ст. село уже принадлежало семье Голуховских. А это выдающиеся польские по происхождению, но австрийские по принадлежности чиновники, государственные деятели, дипломаты 19 в. Именно за деньги семьи Голуховских здесь был построен костел Святого Антония Падуанского. Произошло это по разным версиям в 1889 году; возможно в 1896-1906 гг.

Рядом с костелом стоит старая каменная мельница (по некоторым данным она самая древняя постройка села) датирована 1872 г. А рядом, о Боже – памятник советскому неизвестному солдату и окруженная гипсовыми ангелочками богоматерь. То есть какой-то сюрреализм.

Также село кроме костела о котором впоследствии имеет еще каменную Крестовоздвиженскую церковь 1903 г., которая принадлежит ВЦУ. До сих пор эта церковь, видимо, была деревянной, потому что о ней есть упоминание в польских документах конца XIX в. А вот местные греко-католики ходят в Крестовоздвиженский храм, но не принадлежащий православным, а свой, построенный в 2007 г.

Костёл святого Антония Падуанского

Вообще, если говорить о религиозной части жизни жителей Лосяча, то местные католики принадлежали к Скалатскому приходу, а значит, были вынуждены ездить или ходить на службы в Скалат. А это 10 км как ни как. Католиков к концу XIX в. было ни мало, ни много, а 600 человек (сегодня село насчитывает около 1000 человек населения). Свой храм местные католики получили уже в начале ХХ века, когда было завершено начатое строительство собственного костела. Случилось это в 1906 г. Даты сооружения разные и возможно это объяснимо тем, что в 1889 году был построен филиальный лапидарный храм, в 1896-1906 гг. его достроили до полноценного костела в связи с желанием основать приход. В 1904 году основали приходскую экспозитуру, а в 1909 году — приход (также на средства Голуховских). С 1904 г. священником был Ян Бобчинский, а уже с 1912 г. Казимир Голицкий. 31 августа 1932 г. храм консекрировал архиепископ Болеслав Твардовский.

При советской власти, а именно с 50-х годов, храм был фактически единственным в Скалатской епархии. И это даже не смотря на то, что священника здесь не было почти 10 лет. Голицкий завершил свою службу в 1953 году, а после этого сюда приезжал отец Иосиф Адамчик. Службы в это время проходили тайно, ведь официально храм был закрыт и превращен в склад. Но в деревне проживало около 150 католиков и поэтому они храм все же действовали. С 1970г. состав в храме заработал по полной. В течение 20 лет хранили запчасти для грузовиков и тракторов. Только в апреле 1990 г. храм снова был открыт и освящен. В ХХІ ст. отремонтирован.

фото с сайта kuriergalicyjski

Архитектура храма

Костел исполнен в стиле романской неоготики. Его важной особенностью является наличие высокой островерхой колокольни, которая доминирует над окружающим пейзажем. Грубая фактура стен и боковые контрфорсы придают храму средневековые черты. До ремонта в 2008 г. храм имел красивую крышу, но строители его заменили без учета архитектурной ценности сооружения и перекрыли сооружение металлической черепицей.

При входе в храм стоит плита, удостоверяющая принадлежность его к святому Антонию Падуанскому за его святые деяния. Плита была установлена благодаря кардиналу Болеславу Тарковскому, написана на латыни и датируется 31 августа 1932 г.

Кто это Антоний Падуанский?

Антоний Падуанский – это священнослужитель, родившийся в далеком 1195 году в Лиссабоне (Португалия). Учился в епископской школе, готовился принять сан священника. В 17 лет он перешел в монастырь Санта Крус ди Коимбир. В 1220 г. Антоний увидел, как было возвращены из Марокко тела убитых христианских миссионеров ордена Святого Франциска. Поэтому решает вступить в него. С этого времени он проповедует по всей Италии и Франции, будучи разъездным проповедником. Этим он положил начало теологической францисканской школе, которая впоследствии имела огромное значение для всего Средневековья. Это было замечено Святым Франциском, написавшим ему письмо с одобрением его действий.

Также известно, что во времена его проповедничества произошло так называемое чудо. В одном из городков население не хотело слушать Антония. Поэтому он пошел не берег моря проповедовать рыбам. Чтобы его послушать приплыло большое количество рыб, выдвинули головы и слушали до конца проповеди и это очень удивило жителей города.

Другое чудо произошло в Римини где жил еретик, который не верил, что Бог существует. Однажды он поспорил с Антонием, что касается разницы в облатке (тонкая белая лепешка, обычно прямоугольной формы, пресная, которая выпекается из белой муки и воды без добавления дрожжей. Им делятся христиане обычно римско-католического обряда, собравшись за рождественским столом) и простом хлебе , что это все равно хлеб. Для того, чтобы определить, кто прав был решен взять мула, не кормить его 3 дня, а затем предложить ему корзину с овсом или корзину с облаткой. И произошло чудо утверждают современники этого события. Мул отвернулся от корзины с овсом и вернулся к Антонию с его дарами и даже стал на колени. Площадь теперь носит имя Мула. Здесь был сооружен небольшой храм.

Почему его назвали Падуанским? Ибо много проповедовал в богатом итальянском городе – Падуя. Часто его проповеди собирали тысячи людей. Храмы не могли вместить всех желающих, поэтому служба проходила на площадях. В это время много работая Антоний заболел и умер. Погребение состоялось во вторник 17 июня 1231 г. В 1232 г. он был канонизирован. Во время канонизации было зачитано описание 53 чудес, совершенных по покровительству этого великого Святого. Во Львове в 1618-1630 годах был построен деревянный костёл и монастырь святого Антония. А также такой костел был построен в Старой Котельной Житомирской области и в Лосяче.

Итак, Тернопольщина богата не только замками и пещерами, но и религиозными сооружениями. Посетите Лосяч?

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.