Воскресенье, 28 апреля, 2024

Костел Успения Девы Марии – один из крупнейших туристических архитектурных объектов запада Украины

На территории Украины находится около трехсот костелов. Это учитывая с развалинами. Костёлы служат местом для богослужений римо-католиков. Выдающиеся постройки находятся на территории Киевской. Львовской и Волынской области. На Тернопольщине костёлы тоже есть. В Бучаче расположено культовое сооружение и памятник архитектуры национального значения Костёл Успения Божией Матери. Он – один из крупнейших туристических архитектурных объектов запада Украины. Далее на ternopil-future.

История строительства костела в Бучаче

Костел Успения Божией Матери привлекает туристов со всей Украины и не только! Этот особенный архитектурный объект возник в Бучаче еще в начале XVIII века. Костёл Успения Божией Матери немой свидетель событий. Он видел и пережил немало ужасов. Сегодня культовое сооружение играет немаловажную роль в национальном значении Бучача.

Источник: фото buchachtravel.org

Костел Успения Божией Матери берет свое начало задолго до XVIII века. Есть свидетельства о том, что еще в 1379 году в городе появился Львовский архиепархия латинский приход. Тогда же был построен первый костел, вероятно, из дерева. Впоследствии его заменили каменным. В XVII веке культовое сооружение потерпело разрушения в результате турецкого нашествия.

Источник: фото buchachtravel.org

В начале XVIII века произошло восстановление костела. Его реконструировали. Спустя время святыню разобрали по разрешению львовского латинского архиепископа Вацлава Геронима Сераковского. На месте старого храма очень скоро началось строительство нового. Этому способствовал местный землевладелец и каневский староста Николай Потоцкий. В марте 1761 г. Потоцкий получил фундационную грамоту на строительство святыни. Он выделил собственные средства на строительство нового костела.

Источник: фото buchachtravel.org

Польский ученый и историк Збигнев Горнунг предполагает, что план, по которому возводилось сооружение, принадлежало архитектору и строительному Мартину Урбанику. Он также допускает и то, что главным творцом мог быть Бернард Меретин. Мнения и предположения разных ученых и исследователей по этому поводу значительно отличаются. На сегодняшний день нет точного ответа, кто же на самом деле был автором проекта.

Костёл Успения Девы Марии в XIX веке

Новый храм был освящен в 1763 году. Его провел львовский латинский архиепископ Вацлав Сераковский. В костел неоднократно совершали разного рода визиты. К примеру, канонические визиты совершали львовские архиепископы РКЦ. В 1856 году для костела Успения Божией Матери изготовили 14  икон. Над его интерьером работал сам Георг Пинзель. Скульптор польско-германского происхождения, проживавший в то время в Бучаче. Примечательно, что довольно скромный снаружи храм поражает своим роскошным внутренним убранством посетителей.

Костёл Успения Девы Марии в ХХ веке

В годы Первой Мировой войны костёл Успения Божией Матери повредили русские войска. К счастью, его удалось отремонтировать. С приходом советской власти на западноукраинские земли святыню закрыли. С 1945 по 1991 годы ее использовали не по назначению. Сначала в храме действовал магазин. Там продавались всяческие вещи для хозяйства. Через некоторое время помещение использовалось как склад, а впоследствии — городская котельная.

Политика советской власти основывалась на искоренение из украинских земель религиозной жизни. Поэтому часто культовые сооружения использовали вообще не по назначению, разрушали или перестраивали в нужные государству учреждения.

Слева – разрушенная большевиками колокольня

Некоторое важное историческое и культурное достояние святыни было навсегда потеряно, например главный алтарь скульптора Георга Пинзеля. Уцелевшие вещи вывезли в Польшу. В 1991 году, при участии ксендза, костел вернулся обществу римо-католиков Бучача. Его освятил 24 августа того же года епископ Маркиян Трофимьяк.

Архитектурные особенности костела Успения Девы Марии

Костел Успения Божией Матери не похож на любое другое культовое сооружение в Украине. Сооружение достаточно лаконично снаружи, суровой и лишенной любых украшений. Однако придя внутрь, вас поразит ее изысканность и великолепие.

Нынешний храм построен из камня. Главный фасад украшен 4 парами удвоенных пилястр. Костел огорожен высокой стеной. Некоторые его черты указывают на эпоху барокко. Поднявшись винтовой лестницей вы попадете на смотровую площадку. С ней открывается живописная панорама на Бучаче.

Источник: фото buchach-info.com

А зайдя в храм – не сможете не полюбоваться величественным алтарем и удивительными скульптурами Пинзеля. Посетить святыню можно в удобный для вас день. Двери этого храма всегда открыты для посетителей.

Так кто же автор алтаря?

Основным украшением костела Успения Божией Матери есть ее главный алтарь. И к счастью, он сохранился до наших дней и не был уничтожен или вывезен за границу. Этот алтарь является одним из лучших на территории современной Украины. Он многоцветен, однако доминируют зеленые цвета. Украшен белыми статуями.

Относительно основного алтаря, то польский исследователь Адам Бохнак считал его создателем львовского архитектора Петра Полейовского. Такой вывод он сделал исходя из сходства его с алтарем в костеле святой Марии Магдалины в Перемышле. Что интересно, так считал не только Адам Бохнак, но и некоторые другие польские исследователи.

Главный алтарь костела Успения Девы Марии. Источник: фото buchach-info.com

Ян Островский также принял участие в этой художественной дискуссии. Он не исключал того, что автором алтаря может быть украинец Петр Полейовский из-за схожести некоторых черт. Он также считал, что автором фигурного декора алтаря может быть какой-нибудь близкий приятель или сотрудник самого Георга Пинзеля.

Источник: фото buchach-info.com

Авторство главного алтаря долгое время ошибочно приписывали и другим украинским скульпторам. Этот вопрос интересен исследователям. Так кто же на самом деле был автором алтаря? Считается, что резьбу алтарей в костеле Успения Божией Матери выполнил Георг Пинзель вместе со своими учениками. Они до сих пор хранятся в помещении храма.

Утраченные культовые предметы

К сожалению, не все предметы культа, находившиеся в костеле Успения Божией Матери с самого начала его основания сохраняются и в дальнейшем в святыне. В годы советской оккупации часть важного достояния была вывезена в Польшу. Кое-что осталось в Бучаче. Костел включает в себя алтари. Один главный алтарь и 4 боковых. Боковые алтари посвящены святому Николаю, святому Фадию святому Антонию и Матери Божией Святого Скапулярия.

Алтарь святого Антония находится справа в трансепте, а Матери Божией Святого Скапулярия – слева.

Источник: фото expedicia.org

В Польше хранятся несколько икон, феретроны и чаша. В городе Олава, в приходском костеле хранятся иконы святых Фаддея и Николая из соответствующих алтарей. Икона Матери Божьей с младенцем, с главного алтаря, находится в плебании приходского костела Тшемешна-Любусского. В этом месте также находятся феретроны и чаша.

Источник: фото ishchuk.net

Некоторые культовые предметы находятся в Олеську. Это, например: “Архангел Рафаил” из алтаря святого Фаддея, “святой Винцентий Пауло” из алтаря Святого Николая и другие. Без вести пропало немало ценных икон и антепендии. В 1990 году в Польше, в городе Олава, была похищена икона Оплакивания Христа. Исчезли также антепедии “Тайная вечеря”, “Сцена жизни святого Фаддея”, “Историческая сцена” и т.д. Что интересно, все эти антепедии относят к достижениям галицкого скульптора Пинзеля. Работы датировались 1760 годом.

Склеп Потоцких

В крипте костела Успения Божией Матери были похоронены представители рода Потоцких. В семейном склепе в подземелье по приказу советской власти их останки вынесли. В этом месте обустроили котельную. А остатки тел Потоцких перезахоронили на городское кладбище, на холме “Федор”.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.