Суббота, 13 апреля, 2024

Оборонные монастыри Тернопольщины

Во времена средневековья и в более поздний период территория Украины стала ареной жестокого противостояния между украинцами, поляками, татарами и россиянами. Часто единственным местом, которое могло гарантировать защиту, мир и покой были монастыри. Их возникновение начинается со становлением христианской религии и является одним из величайших ее проявлений. Принятие христианства странами, географически расположенными в Восточной и Центральной Европе, осуществлялось параллельно со становлением государственности на этих территориях. Территория Западной Украины, в том числе и Тернопольщины, в разные периоды истории находилась под властью разных государственных образований. А потому подробнее о монастырских укреплениях Тернопольщины расскажет издание ternopil-future.com.ua.

Монастыри на территории Украины во времена Киевской Руси

Как отмечает исследователь Хохонь М.П. монастыри появляются на Руси сразу после принятия христианства как официальной религии. Первые сведения о существовании монастырей принадлежат Киеву – Первопрестольному городу. Несколько известий о наличии монастырей в Киеве содержатся в «Житии Феодосия и в Повести «Что ради прозвался Печерский монастырь», входящем в Киево-Печерский патерик. В «Повести временных лет», согласно сведениям, в 1037 году есть упоминания об учреждении двух обителей князем Ярославом Владимировичем. Подлинной даты закладки двух монастырей нет, но это свидетельство заслуживает внимания. Дело в том, что при святом крещении князь Ярослав получил имя Георгий, а его супруга Ингигерда – Ирины. Вероятно, придерживаясь традиций византийских императоров, киевский князь построил монастыри в честь своего святого и святой покровительницы княгини.

Фото с сайта templesua.jimdofree.com

Создание монастырей на территории Галицко-Волынского княжества

Источники свидетельствуют, что на территории Галицко-Волынского княжества активно строились как православные и частично католические монастыри. Подтверждением этому являются записи в Галицко-Волынской летописи о православном монастыре Святителя Николая Чудотворца в Жидичине. Также среди самых известных обителей того времени следует упомянуть Зимненский, Богородичный, Лаврский и Спасский монастыри. Монастыри были культурными центрами страны, центрами богословской мысли, духовной и интеллектуальной деятельности. На сооружение культовых построек, имевших высокое художественное значение, тратились значительные средства. Большие обители имели большие библиотеки с богословской, философской и светской литературой.

Типы монастырей на территории Галиции-Тернопольщины

Все монастыри можно разделить на два типа по градостроительному фактору: 1) монастыри построены вне центра и 2) монастыри в центре города. Монастыри, построенные за городом, можно разделить на расположенные у главной дороги и на местных дорогах.

Так, у главных дорог на Тернопольщине обустроены монастыри в Теребовле (оо. Кармелитов), Язловец (оо. Доминиканов), Монастырок (Чин святого Василия Великого, также ЧСВВ, Василиянский Чин святого Иосафата, Отцы Василия).

Важную роль при сооружении монастырей играл ландшафтный фактор. Рельеф помогал выбирать оборонительные укрепления, местность, предпочитающие врага. Естественной защитой могли быть возвышенности, или реки и болотистая местность. Все монастыри размещались 1) на холме. 2) на равнине. 3) на террасе (горы или города). 4) в низменности. Выбор места для оборонного монастыря имел немаловажное значение. Выявлено, что наиболее укрепленные монастыри за средами имели дополнительное естественным препятствием (холм, река, поток, заболоченная местность) Монастыри на возвышенности Язловец, Почаев, Сатанов, Монастырок. Одна из четырех линии обороны обители в урочище Монастырок, сформированный неприступным обрывом с водопадом. Интересен также монастырь в Сатанове со сложной конфигурацией оборонительных линий. Первая линия – стены, сформировавшаяся нерегулярным многоугольником вытянутым с запада на восток, вторая линия – валы была лишь на востоке и западе, поскольку с севера и юга естественную оборону формировали резкие обрывы.

В строительстве оборонительных сооружений использовали следующие строительные материалы: камень-известняк в двух комплексах (Гусятин, Львов); кирпич в шести комплексах (Гусятин, Збараж, Бережаны); земляные укрепления в четырех комплексах (Львов, Христинополь, Лешнив, Бережаны); деревянные укрепления имели практически все комплексы на первом этапе формовки.

Монастыри и ордена

Католический мир насчитывает десятки монашеских орденов. Они создавались в течение существования Римско-католической церкви и преследовали цель – ее укрепление. Управление орденами проводят «генералы», «генеральные магистры», которым подчиняются «провинциалы» (провинциальные приоры), «магистры», а последним — аббаты и конвентуальные приоры. Над этими лицами — генеральный капитул, то есть собрание руководителей разных рангов, которое собирается раз в несколько лет. Ордена подчиняются непосредственно Папе Римскому. Одним из первых католических орденов является бенедиктинский орден, основанный в Италии в VI в. Бенедиктом Нурийским. Особым влиянием орден пользовался в Х-ХІ в.

Среди монахских орденов важное место принадлежит так называемым нищенским орденам: францисканскому, основанному в XVIII в. святым Франциском; доминиканском, бернардинском и кармелитском орденах. Основанный Франциском Ассизским орден францисканцев получил ряд привилегий от папы – право проповеди и совершения таинств, свободного преподавания в университетах.

Орден отцов Бернардинов является ответвлением от францисканского чина, сформировавшегося еще в XII веке. На территории Речи Посполитой и Западной Украины орден бернардинов появился в середине XV века.

Орден Доминиканцев, или «братьев проповедников», основанный в 1215 г., был призван развернуть борьбу против средневековой ереси, прежде всего против альбигойцев — участников еретического движения XII-XIII вв. во Франции, направленного против господствующего положения католической церкви в экономической и духовной жизни средневекового города. На украинских землях орден появился в первой половине XIII века и был одним из первых католических орденов в Западной Украине.

Орден иезуитов (общество Иисуса) основан Игнатием Лойолой (1491-1556) для борьбы с Реформацией в 1534 г. и был одной из воинствующих организаций католической церкви. Орден осуществлял непримиримую борьбу против ересей, преследовал ученых, боролся со свободомыслием, составлял индекс запрещенных книг, активно способствовал закреплению неограниченной папской власти.

Орден Кармелитов Основан в 1156 году в Палестине группой отшельников во главе с Бертольдом из Калабрии. На горе Кармель, у источника Св. пророка Илии они, построили часовню от чего и получили название ордена. В 1247 году от Папы Римского, Иннокентия IV получили статус, «нищенского ордена».

Описание монастырей: Теребовля

Следует отметить архитектуру таких монастырей, как в Теребовле. Сюда относится Монастырь оо. Кармелитов в Теребовле, основанном в 1620 году основателем Петром Ожгой старостой города. Строительство продолжалось с 1635-1640 годов. Монастырь состоял из костела, келий, хозяйственных построек, оборонительных стен с шестиугольными башнями и воротами. В XIX веке над воротами достроили колокольню. Башни шестигранные, двухъярусные со сводами с бойницами для пушек и гаковниц. Длина западного фланга оборонительных сооружений 101 м, северного – 85 м, восточного – 95 м, южного – 61 м.

фото з сайту igotoworld.com

Монастырек

Монастырь построен в 1600-1606 годах при фонде Марии Могилянки. В состав монастыря входят: оборонительная церковь, надвратный корпус с кельями, хозяйственных построек и оборонительной стены, окружавших обитель с трех сторон. Восточный фланг территории монастыря формировал скальный обрыв, служивший естественной обороной.

фото з сайту igotoworld.com

Язливец

Первоначально костел в Язловце был построен для католического прихода в 1590 году Николаем Язловецким. В 1639 храм перешел в собственность монахов Доминиканов. В 1642 году начато строительство келий монастыря. Обитель была окружена каменной стеной краеугольными элементами квадратные в плане башни. Длина западного фланга оборонительной стены 35 м, северной – 113 м, восточной – 25 м, южной – 120 м.

Почаев

Монастырь ЧСВВ в Почаеве основан в 1597 году после фундационной грамоты А. Гойской. Согласно гравюре Н. Зубрицкого в 1704 году и реконструкции П. Рычкова монастырь состоял из детинца и подгородья. Детинец в плане имел форму неправильной трапеции, окруженной стеной с высокими башнями на углах, башней-колокольней в западном и воротами-колокольней в восточном пряслах. С востока и частично с юга монастырь имел дополнительную оборону в виде подгородья, окруженного оборонительными деревянными стенами с бойницами для стрелкового оружия, дополняющих пять деревянных и одну каменную башню. На сегодняшний день оборонные сооружения полностью разрушены.

фото з сайту igotoworld.com

Гусятин

Монастырь Бернардинов в Гусятине сформирован в начале XVII ст. Расположен в юго-западном углу центра города недалеко от барбакана. Монастырь окружен оборонительными стенами и соединен с стеной центра. Территория монастыря регулярная, прямоугольная, краеугольных элементов не обнаружено. В середине XVII ст. разрушен и на протяжении 1690 – 1723 отстроен за средства Адама Иеронима Сенявского. На кадастровой карте 1827 года зафиксировано каменное ограждение комплекса, храм и разрозненные корпуса монастыря. С юга монастырь обеспечивали скалистые побережья реки Збруч, а с запада ров и высокая стена центра.

Кременец

Монастырь Францисканов в Кременце расположен в восточной стороне рыночной площади. Расстроен в первой половине XVII столетия. Храм и монастырский корпуса были объединены. Вокруг территории комплекса были каменные стены. Стены в восточной части были частью оборонительного периметра центра. Роль естественной защиты играла река Ирва.

Збараж

Монастырь Бернардинцев в Збараже расположен в южной части центра у ворот. Расстроен на протяжении XVII – середины XVIII в. На карте фон Мига зафиксировано каменное ограждение вокруг территории комплекса. На кадастровой карте 1830 г. фортификации монастыря отсутствуют. Храм и монастырский корпус соединены. В середине монастыря есть закрытый двор. С юга и запад в монастырь был снабжен с территорией пруда.

фото з сайту igotoworld.com

Чортков

Монастырь оо. Доминиканов в Чорткове фундировал руський воевода и владелец городка Станислав Гольский в 1640 году. Костел и корпус с кельями были окружены высокой оборонной стеной и четырьмя угловыми башнями. Комплекс расположен в северо-западной стороне рыночной площади и рядом с городскими воротами. Монастырская территория регулярная и прямоугольная.

фото з сайту igotoworld.com

Бережаны

Монастырь Бернардинов в Бережанах построен в течение XVII века. Расположен на возвышенности в северо-западной части центра. Комплекс оборонительных сооружений состоял из каменных стен с бойницами, рвов и земляных бастионов, защищавших город.

Итак, история монастырей Тернопольщины интересна и требует дальнейшего изучения.

Latest Posts

.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.