Воскресенье, 28 апреля, 2024

Сопротивление католической церкви советской власти в Тернопольской области

«История учительница жизни» – говорили римляне. Учитывая это, нужно знать свое прошлое, чтобы не допустить прихода к власти и оккупации украинской земли иноземными захватчиками. Этот вопрос всегда актуален для Украины, чьи земли долгое время находились под оккупацией соседних государств. Значительную часть 20 в. здесь находилась советская власть. А в Тернопольской области она появилась с 1939 и уничтожала украинскую культуру, язык, религию, в том числе и католическую до 1991. Подробнее об уничтожении католических храмов в Тернопольской области и сопротивлении священников в течение 40-70-х гг. расскажет издание  ternopil-future.com.ua.

Фото с сайта kuriergalicyjski

о. Якуб Мацишин и его деятельность

Как отмечает издание kuriergalicyjski.com, после смерти священника о. Юзефа Адамчика (1893-1963) на всю Тернопольщину остался один зарегистрированный священник — о. Якуб Мацишин (1911–1973). о. Мацишин работал в приходе в Белобожнице до 1945 года, после чего советская власть заставила его переехать в Ридодубы. После 1963 года он принялся за спасение от закрытия пяти действующих церквей в Борщеве, Галущинцах, Кременце, Лосяче и Ридодубах. В первых трех церквях богослужения совершались регулярно, а в Лосяче и Ридодубах – эпизодически, несколько раз в год. Эти две церкви были ликвидированы до конца 1975 года. Больше о костеле в Лосяче читайте здесь.

Об о. Якубе Мацишине остались показания от Ирены Сандецкой из Кшеменца (Кременец). Это был священник, наделенный большой харизмой, очень красивый, он нравился женщинам. У него был огромный рост, громкий голос и необыкновенная сила. В семинарии, как он мне рассказывал, он каждого семинариста клал на руку. И голос его был так громок, что стены церкви дрожали, когда он проповедовал с кафедры. Увидев его, прибывшие из глубин империи жены местных коммунистических знатных людей ахнули. Их мужчины тоже были неутешительны. Один из них прямо рассказал мне об о. Якова «к сожалению, он сообразителен, он может быть хорош, как председатель горсикова».

о. Якуб Мацишин официально ездил в Галущинцы и Борщов, где формально действовали приходы и верующие обращались к власти с просьбой приехать священнику. Неофициально он очень часто ездил еще куда-нибудь, но не рассказывал, куда. Никто не знал и не задавал ему лишних вопросов. Можно было догадываться, что он посещает польские общины. Иногда он отсутствовал на целую неделю, приходя только на воскресную мессу в Кременце. В нашу церковь начали съезжаться верующие со всей Волыни и северной части Хмельнитчины. Она была всегда была заполнена до последнего, поэтому часто негде было приложить ноги. Отец Мачишин часами исповедовал, крестил детей, венчал. Он просто компенсировал пастырскую задолженность, возникшую в районе Кшеменца из-за отсутствия постоянного священника. КГБ, конечно, окружило его своей «охраной».

Странная смерть священнослужителя

Сандецкая, делясь своими наблюдениями, добавила, что «в начале 1960-х годов о. Мацишин взялся за ремонт всех храмов, которые он обслуживал, что было непросто, потому что он нуждался не только в средствах, но и в согласии власти. Возможно, эта задача оказалась для него непосильной. В 1973 году он внезапно потерял сознание в Борщеве. После транспортировки в больницу этого города он скончался в возрасте 62 лет. Возможно, кто-то «добрый» помог ему покинуть этот мир, чтобы избавиться от священника, который был опорой римско-католической веры на Тернопольщине. Версия об ускорении смерти священника, по-видимому, была распространена, потому что ее поддерживал и о. Краевский из Черновцов словами: «Да, о. Енджеевский и о. Мачишин не оценили предел усталости, и врачи применили лошадиное лечение, сделали слишком сильный укол, их сердце не выдержало – потому что я не хочу винить их в применении эвтаназии. А. Мацишина похоронили на следующий день после смерти на Борщевском кладбище.

Фото с сайта kuriergalicyjski

Тайное богослужение в Чорткове

Сестра Бонавентура Новорольская, родившаяся в Чорткове, сестра-иосифитка, посетившая свою семью, живущую в городе в 1970-х годах, вспоминала, что о. Якуб Мацишин «тайно справлял в Чорткове на частной квартире» Святую Мессу. Она также добавила, что в некоторых домах “хранили Святое Таинство”.

Еще в 1970-х годах в Тернопольской области, как и во многих других районах Украинской Советской Республики, чрезвычайных служителей Св. Причастия назначали священники. Прибывший священник «освятил гостиную для посвященных». Таких зданий на этой территории было много. «О. Урбан Шеремет из Варшавы прибыл в Чортков в 1975-1985 годах, — продолжила сестра Новорольска. Он происходил из Жовквы и очень любил Чортков, где работал и вынужден был уехать в 1946 году. Во время своих коротких приездов он посещал друзей, не уехавших в Польшу, прислуживая им священническим служением. Его приезд ждали также греко-католические монахини, которые приглашали в свои квартиры со Святой Мессой и реколлекциями.

Фото с сайта kuriergalicyjski

Отсутствие священников и притеснений церкви

Все зарегистрированные священники из Тернопольской области за прошлые годы скончались. Еще в 1949 году умер о. Юзеф Маховский (1871–1949), священник местного прихода с 1919 года. Затем в 1953 году о. Казімєж Голицкий (1880–1953), работавший здесь с 1912 года. Известно, что после войны он решил уехать в Польшу, но остался по просьбе прихожан. Его похоронили на местном кладбище.

В 1961 году в Хомяковке скончался видный местный священник о. Казимеж Фляйшхакер, работавший здесь с 1934 года, автор «Księdza Kazimierz Fleischhacker», изданного в 2000 году, Kroniki Parafialne Chomiakówki w Tarnopolskie (1939-1955), показывающий историю Церкви на Тернопольщине. Из летописи известно, что в 1948 году костел в Хомяковке пытались захватить, но этого не произошло. Храм попытались увлечь уловками – обвинив священника в антисоветской деятельности. В 1950 году пресвитерия в Хомяковке была преобразована в школу. В том же году из часовни в Ридодубах перевезли вещи в костёл, который должны были использовать в качестве зернового склада, но в 1951 году от этой идеи отказались.

В 1951 году произведен частичный ремонт церкви, побелено здание, вставлены новые водостоки, вставлены новые стекла в окна. Хомяковка была зарегистрирована в органах гражданских властей 13 мая 1947 года. В 1953 году в Хомяковке ветер сорвал крышу с церкви. Тогда же были закуплены необходимые материалы для наружного ремонта, который производился в сентябре октябре 1953 года. 17 октября 1954 года во время празднования столетия храма состоялось освящение обновленной церкви. После смерти о. Казимеж Фляйшхакер, церковь была закрыта.

Фото с сайта kuriergalicyjski

Церковь в 70-х гг. 20 в.

Лишенные священников в 1970-1980-х годах верующие собирались в своих храмах на паралитургические богослужения, проводимые руководителями местных общин. Такие богослужения проходили в Полупановке, Старом Скалате, Ридодубах и других местах. В Полупановке около 1963 года костел превратили в похоронное бюро, а с 1982 года – в краеведческий музей. С 1982 года верующие пытались вернуть храм, возвращенный им только в 1989 году. Богослужения в Старом Скалате продолжались до 1983 года, когда церковь была передана под школу. Однако в Ридодубах после закрытия церкви в 1963 году прихожане до 1979 самостоятельно собирались на богослужение в часовне. Церковь приспособили под киносклад. Религиозное общество было официально распущено в 1975 году.

Также невозможно было сохранить приходскую церковь в Лосяче, где приход был исключен из реестра действующих церквей на основании обнаружения ошибок в документации. По словам местных прихожан, «в 1970-х годах главный алтарь сгорел и советские власти закрыли костел. Церковь сочли «аварийной» и превратили в склад  сельскохозяйственной техники.

Итак, католическая церковь при советской власти испытывала многочисленные притеснения. В то же время некоторые священнослужители сопротивлялись притеснениям власти и продолжали свою деятельность.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.