Воскресенье, 6 октября, 2024

Удивительный Плебановский виадук: история создания и особенность столетнего сооружения

Поселок Плебановка, расположенный в Теребовлянской городской общине Тернопольского района, Тернопольской области является хранителем уникального исторического и железнодорожного памятника XIX века — виадука. На его строительство в свое время приложили усилия немало талантливых инженеров и строителей. До сих пор это “сооружение” стало всеукраинской достопримечательностью и своеобразным музеем под открытым небом. Однако давайте же узнаем, с чего все начиналось и по каким причинам возник виадук. Далее на ternopil-future.

Что такое виадук?

Уникальная историческая достопримечательность – Плебановский виадук или мост, находится в пределах Тернопольской области. Такое транспортное сооружение мостового типа обычно размещают на высоких опорах. Его сооружают из камня, железобетона или металла. Термином “виадук” в начале обозначали римскую дорогу. Они были необходимы для процветания Империи, поскольку такими типами дорог военные без проблем и очень быстро передвигались. Эти дороги проходили над ущельями и опирались на арочные опоры. Однако через некоторое время “виадуком” стали называть сооружение, служившее для преодоления препятствий рельефа. Ими могли стать овраги, ущелья или долины.

Виадук имел типичную арочную конструкцию. Она придает ему чрезвычайную выразительность и шарм. Такие постройки в Украине встречаются на Западе. Там находится 6 виадуков с железнодорожным путем. Только в пределах Тернопольской области их 3: в поселках Буцнов, Плебановка и Кровинка. Два находятся в пределах Львовщины, а еще один — в Ивано-Франковской области.

Предпосылки создания виадука в Плебановке

Виадук в Плебацовке до сих пор является действующим. Его строительство началось в XIX веке и завершилось в 1896 году. Этот мост был составной частью грандиозного замысла австро-венгерского правительства. Следует отметить, что в эти годы Тернопольщина входила в состав могучей Австро-Венгерской империи. Виадук выстроили не просто так. Правительство планировало благодаря нему перевозить грузы на значительные расстояния. Это сооружение служило прежде всего в военно-стратегических и экономических целях. Так как империя очень стремительно развивалась, возникла потребность в строительстве коммуникации через территорию всей Галиции. Что интересно, похожая конструкция находится в шотландской деревне Гленфиннан.

Источник: фото Слово правди

К его сооружению были привлечены лучшие австрийские и итальянские инженеры. Рабочам очень хорошо платили. Вся работа осуществлялась под четким руководством иностранных инженеров. Более 100 лет Плебановский виадук является действующим и продолжает выполнять свои функции. Им продолжают ездить поезда, но, правда, не так часто как прежде. К этому древнему памятнику относятся с особой осторожностью, боятся повредить сооружение. Как-никак виадук многое пережил за свое существование.

Особенности сооружения

В 1896 году строительство виадука в Плебановке было завершено. Он имеет 9 арок, что делает его очень крепким. Несмотря на свою непростую историю, постройка удалась на славу. Его высота составляет 30 метров, а длина – более 100 метров. Ширина центральной арки составляет около 65 метров. Виадук был построен из больших каменных глыб. Вероятно из-за этого, он до сих пор сохранился в отличном состоянии. В работе Ивана Кныш и Надежды Кремень “Застіноченське та Буданівське родовище пісковику — потенційні геотуристичні об’єкти Тернопільської області” говорится, что железнодорожный мост-виадук близ Плебановки был построен из теребовлянского песчаника. Вместе с ним еще несколько архитектурных памятников возвели из этого материала: Подгорянский монастырь, Будановский и Теребовлянский замок и т.д. Строили мост местные мастера из серого песчаника, который доставляли повозками из ближайшего карьера.

 Плебановский виадук раскинулся над глубоким обрывом между двумя огромными холмами. Анатолий Пасько для Укринформ описывая виадук отметил, что его стиль был выбран совсем не случайно. Такая форма усугубляет его надежность и увеличивает срок эксплуатации. Древние инженеры учли все особенности местности, климат и рельеф. Это позволило им правильно рассчитать его вес, силу натяжения и давление.

Конструкции удалось выдержать за все свое время несколько сотен или даже тысяч тонн грузов. Виадук сохранился в отличном состоянии и привлекает туристов со всего мира. До сих пор он действует, правда, им пользуются изредка.

Плебановский виадук в период мировых войн

Плебановский виадук стал свидетелем многих исторических событий: распада величайших империй и мировых держав, Первой и Второй Мировой войны, Холокоста, германской и советской оккупации. До сих пор он величественно, твердо стоит и служит напоминанием о прошлом. В годы Первой Мировой войны виадук претерпел значительные разрушения. На время он перестал выполнять свою основную функцию.

Источник: фото Туристично-інформаційний центр м. Теребовля

Так продолжалось до того времени, когда на украинские земли пришла Речь Посполитая. Тернопольщина на время вошла в состав этого государства. Поляки сразу же принялись за восстановление моста. Виадук подвергался бомбежкам со стороны немецкой авиации. Однако, к счастью, в этот мост бомбам попасть не удалось.

Виадук и туризм

Сегодня Плебановский виадук — это уникальная историческая достопримечательность, одна из самых любимых туристических изюминок Тернопольской области. Мосту даже удалось попасть в рейтинг самых лучших мостов Украины. Путешественники со всей страны и не только ежегодно приезжают в Плебановку Теребовлянского района насладиться этим красавцем, получить массу удовольствия и сделать интересные фотографии. Многие замечают, что виадук чем-то схож с мостом, который приходилось видеть в фильмах о Гарри Поттере. Поэтому особенно его следует навестить тем, кто любит эту историю.

Виадук из фильма Гарри Поттер

Достаться виадуку не сложно. Через поселок Плебановка проходит маршрут М19, по которому очень удобно добраться из Тернополя, Черновцов и Луцка. Рассмотреть сооружение лучше всего можно на подъезде к Теребовле со стороны Черновцов, если вы, конечно, едете поездом. Однако виадук хорошо виден и с автодороги. Всем, кто приезжает в эту историческую достопримечательность, хочется сделать красивые снимки. Особенно — с движущимся по мосту поездом. Такие фото несколько напоминают кадр из фильма о Гарри Поттере. Обычно по этому мосту поезда проходят крайне редко. Это могут быть “товарняки” или дизель-поезда. Украинцы пытаются сохранить важный памятник. Однако поймать хотя бы одно такое влечение шанс есть. Для вас это будет безумным нравом, а потому попробовать все же стоит!

Виадук в Плебановке

В виадук неоднократно посещают как отдельные путешественники, так и организуют целые туристические экскурсии и веломаршруты. Еще одним важным пунктом является то, что фотографироваться возле Плебановского виадука можно бесплатно. Именно поэтому это место так любят фотографы, ведь на самом деле, фото здесь получаются несколько магическими. А вы убедитесь в этом! Историческая достопримечательность интересна в любое время года, а особенно — зимой.

Однако помните о правилах безопасности! По рельсам ходить запрещено, а на железнодорожный мост заходить небезопасно. Даже если поезда не видно и не слышно, это не значит, что он вот-вот не может неожиданно выскочить из-за поворота.

Плебановский виадук на украинской марке

Плебановский виадук стал одним из самых известных исторических памятников в Украине. Это доказывает, в частности, и то, что его изображали даже на украинской марке. Ее даже признали лучшей почтовой маркой в ​​нашем государстве. Тираж марок составил 130 тысяч.

Вместе с марками в обращение ввели специальный почтовый штемпель. В городе Теребовля даже были погашены марки с изображением Плебановского виадука.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.