Понедельник, 29 апреля, 2024

Збручский идол: языческий артефакт из Тернопольщины или фальшивка?

Збручский идол – памятник известен каждому, кто интересуется историей. Более полутора веков он привлекает внимание специалистов и смущает воображение многочисленных любителей истории. Еще в школе учителя истории рассказывали об этой достопримечательности найденной на берегах Збруча, которая подтверждала распространение язычества на этих землях, а также сейчас находится в Краковском археологическом музее. Вместе с тем с этой находкой не все так просто. Раздаются призывы более тщательно проверить ее происхождение и возраст. А потому подробнее попытается разобраться в вопросе нахождения Збручского идола издание ternopil-future.com.ua.

Идол

Как сообщает издание Локальная история, собственно Збручский идол – это четырехгранный каменный столб, высотой 2,7 метра. Каждая его сторона поделена на 3 уровня, соответствующих представлениям славян-язычников о трех мирах – небе, земле и потустороннем мире. По популярной версии, верхняя часть идола посвящена верховному богу Святовиту. Именно его лица, смотрящие на 4 стороны, мы чаще всего видели на фото идола. На среднем уровне находится Живая, или Погода – это богиня любви и плодовитости. Уже внизу – Чернобог или как его еще называют – дьявол.

Находка

Достопримечательность была найдена в 1848 г. пастушками на дне Збруча возле села Лычковцы возле Гусятина. Тогда была засуха и Збруч стал мелким. В это время река была границей между Российской и Австрийской империями, а сегодня между Хмельницкой и Тернопольской областями.

В начале статуя не привлекла особого внимания. Уже зимой 1849 г. помещик села Лычковцы подарил артефакт графу Мечиславу Потоцкому, который в то время проживал в селе Коцюбинчики в 27 км. Последний отличался склонностью к искусству. А потому выставил его на площади села (по другим данным при въезде в деревню) (наверное, хотел приобщить своих крестьян к искусству). Но последние оказались ревностными сторонниками христианства и пригрозили помещику (в то время в Галиции было отменено крепостное право, а потому крестьяне могли себе такое позволить), что уничтожат устав (какого-то турка), потому что она может принести им несчастье. Поэтому статуя была скрыта и показана любителям истории, которые ценили искусство и разбирались в нем. Статую отправили в Краков. 12 мая 1851 г. после 5-недельного путешествия по возам статуя прибыла в Краков. По прибытии в Краков статуя 7 лет выставлялась в зале библиотеки местного Ягеллонского университета.

Фото с сайта Локальна історія

Копии статуи

Копии статуи есть в музеях Киева, Переяслава-Хмельницкого, Тернополя, Львова, Гусятина и Москве. В частности, для Киева она была изготовлена в 1982 г. В этом году праздновали 1500-летие столицы Украины. Киевская копия стояла между Михайловской и Софиевской площадями. В 2013 г. вандалы отбили ей голову. В 2020 г. голову повернули на место. Она восстановлена, но видно, что ее производили кустарные мастера.

Фото с Вікіпедії

Мнения о месте находки идола

Ученые определили место, где вероятно стояла статуя бога Святовита, прежде чем попасть в Збруч. Это место – капище, располагалось на высоте 417 метров над уровнем моря на горе Богит, имело форму круга 17 метров в диаметре. Рядом 8 жертвенных ям. Далее идол попал в воду благодаря язычникам-верующим, которые таким образом пытались спасти его от поругания или уничтожения со стороны врагов или христиан.

Фото с сайта Локальна історія

Сегодня существует мнение, что открытие наряду со Збруцким идолом нескольких памятников древнерусского времени, которые составили так называемый «Збручский культовый центр», не означает, что во времена Киевской Руси наряду с христианством существовало язычество. Древнерусские городища представлялись святилищами, а следовательно, существовали до 13 в. А это означало, что язычество существовало в 13 в. Что было невозможно. Ведь христианам контакты с другими религиями были запрещены. Даже за общий обед с иноверцем (еврей, мусульманин, представитель церкви латинского обряда) мог привести к отлучению от причастия. Послабление было только для путешественников. Но и последние должны были искупить этот грех.

Мнения о происхождении идола

В начале нахождения идола его древнее происхождение просто воспринимали на веру. Уверенности в этом прибавляли кальцитовые отложения на одной из его сторон. Первые профессиональные исследования были проведены спустя 100 лет, а именно в середине ХХ ст. Выяснилось, что статуя сделана из камня, встречающегося в этой же местности. Это нормально. Но чем дальше, тем больше вопросов. Поверхность камня была мягкой и здесь был хорошо виден рельеф, который оставили инструменты художника. Даже сохранился красный пигмент. А потому похоже, что идол попал в воду за несколько десятков лет до его нахождения. То есть речь о сотнях лет хранения в воде не идет.

Ученые даже придумали сложную версию, которая должна была объяснить, почему статуя попала в воду, но все же имеет почтенный возраст. Они предложили мнение, что идол стоял в тени деревьев или в храме, и на него не влияли атмосферные осадки, а дальше его зарыли в земле у реки. Вода подмыла берег и идол упал на глубину, где его сравнительно скоро нашли. Правда в мечте находки берег пологий. Поэтому там было удобно купаться пастушкам. А тому кто знает, как статуя оказалась так далеко от берега без помощи людей.

Фото с Вікіпедії

Мнения об уникальности идола

Ничего похожего у славян раньше не было найдено. Необычная многоярусная структура идола. А также наличие 4 лиц. А еще он посвящен нескольким божествам, а это уже противоречит описаниям славянских идолов. Также удивляет, что дальнейшие исследования городища Замчиско показали, что там было христианское поселение.

Если посмотреть на идола с профессиональной точки зрения, то сразу впадают вещи, которые не видны обычному обывателю. В частности, Свитовид напоминает статуи скифских богов. А их можно было увидеть в окрестностях Збруча в XIX в. Такого Святовида описывает датский хронист Саксон Грамматик, рассказывая о городе Арконе – центре балтийских славян. Дальше больше. Одежда и шляпа бога изображены из киевских святых Бориса и Глеба. А самая многоярусная композиция характерна для христианских икон. Чернобог напоминает греческого Атласа. На движении Чернобога есть крестик, а это знак, который христиане на идолах, чтобы защититься от нечистой силы. А тут скульптор вырезал этот крестик на скульптуре.

Кто сотворил идола?

А потому вопрос создавшего идола остается открытым. Похоже, что он был создан во времена накануне того, как его нашли в реке. Похоже, что это подражание сакральному искусству древних славян.

Кто возможен автор? Возможно, это польский поэт Тимон Заборовский (1799-1828). Родился и умер в Личковцах. Смерть его была странной. Его пьеса «Умвит» рассказывает о борьбе между разными религиями: христианством и язычеством в Х в. Он использовал в своей пьесе польское произведение «История польской нации», которое и перепечатало труд датского летописца. Возможно, для пьесы или вдохновения он заказал у местных мастеров языческого идола и установил в лесу, у реки. По пьесе христианство побеждает, а потому, возможно, Святовит Заборовского был утоплен в результате проигрыша язычества.

Итак, Збручский идол – памятник, найденный на Тернопольщине в середине XIX в. оставляет нам много вопросов и относительно много ответов. Ряд фактов говорят о том, что он действительно мог быть создан совсем недавно. В то же время есть ученые, верящие в его языческое происхождение. А каково ваше мнение?

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.