Понедельник, 15 августа, 2022

История появления первой почты в Тернополе

С появлением Интернета обычные письма давно утратили свою актуальность. Однако, с 17 по 20 век именно письма были основным средством общения между родными и знакомыми, проживавшими на дальнем расстоянии друг от друга. Сообщает «Ternopil-future«.

Когда появилось почтовое обслуживание в Тернополе

Фактически, первые почтовые отправления были организованы в Тернополе в 17 веке. В качестве перевозчиков писем, посылок и других видов отправлений использовали запряженные курсоры, являвшиеся посланниками на лошадях. Оплата их работы зависела от количества писем и расстояния, которое нужно было преодолеть.

Конную почту с конюшнями открыли в Тернополе на том месте, где находится перекресток улиц Вячеслава Чорновола и Тараса Шевченко. В конце 19 века почту несколько модернизировали. Новое помещение размещалось напротив старой почты. Здесь принимали и отдавали отправку до строительства нового почтомата.

Стоит добавить, что в 17 веке через Тернополь во Львов ходил один почтовый дилижанс, который в то время был практически единственным способом добраться из Тернополя в другие города. Курсировал почтовый дилижанс три раза в неделю. Хотя путешествие в Тернополь длилось более 13 часов, однако преодоление расстояния за такое время считалось достаточно быстрым.

Почтовый дилижанс был многоместным, поэтому мог поместить как пассажиров, так и письма и посылки. Обслуживало перевозку почтовое ведомство, у которого обычно располагались и конюшни. Возглавлял почту почтмастер, который был уважаемым и известным человеком в городе.

Сначала должность почтмастера в Тернополе параллельно занимал бургомистр Владимир Мандль. Именно его считают основателем Старого парка в городе.

В 1870 году было построено новое помещение почтового ведомства, в это же время в Тернополе появилась железнодорожная линия. В помещении старой почты обустроили магистрат.

Как выглядело помещение конной почты

В 19 веке конная почта размещалась в помещении городской ратуши, куда впоследствии переместили и магистрат. С 1884 года к ратуше достроили башню, где находилась пожарная смотровая площадка. Правда, с 1908 года пожарный пост был перенесен в Тернопольский приходский костёл.

Кроме бургомиста и почты, в помещении тернопольской ратуши размещались главный врач, инспектор полиции, руководитель пожарной охраны, торговый инспектор и медицинские акушерки.

Когда умер главный почтмейстер и бургомистр Тернополя Владимир Мандль, на здании ратуши в знак траура вывесили черную хоругвь.

Следует отметить, что именно на помещении городской ратуши в ноябре 1918 года впервые взвился сине-желтый флаг в честь создания Западноукраинской народной республики. После провозглашения независимой республики несколько дней в помещении тернопольской ратуши продолжались переговоры с представителями польской общины города о правилах сожительства с украинскими властями. К сожалению, во время Второй мировой войны здание было полностью уничтожено.

Как менялся Тернополь под руководством почтмейстера Владимира Мандля

В 1855 году тернополяне избрали бургомистром города Владимира Мандля. Параллельно с развитием почтового сообщения он взялся за улучшение и другой инфраструктуры Тернополя.

В частности, именно под его председательством началось строительство городского госпиталя. В местной казне не было достаточно средств, чтобы построить медицинское учреждение, поэтому к делу активно приобщались простые жители Тернополя, которые собирали средства и устраивали благотворительные мероприятия для этой цели. К 1857 году было построено два этажа городского госпиталя. Заведение сохранилось и до наших времен – здесь находится приемное отделение и травматологический пункт больницы скорой помощи.

Еще одним нововведением для Тернополя стала закладка Старого парка. При содействии опытного специалиста по садовому хозяйству удалось создать очень красивый парк, который сразу стал местом любимого отдыха тернополян. Например, на старых фотографиях, которые удалось уберечь, можно увидеть в Старом парке пальмы, разнообразные скульптуры и павильоны. Здесь часто проходили представления под открытым небом.

У Владимира Мендля было еще много планов как развивать инфраструктуру Тернополя, однако не успел их претворить в жизнь. Бургомистр намеревался провести железнодорожный путь в город. Так, в 1867 году городской совет выпустил 20 тысяч акций, вырученные средства от которых должны были пойти на строительство железнодорожной ветки “Золочев-Тернополь”. Первый поезд прибыл на станцию ​​Тернополь в декабре 1870 года.

Первые почтовые марки

С июня 1850 года в Тернополе активно начали пользоваться почтовыми марками. Сначала их выпускали в местных фото салонах, впоследствии – печатали. На почтовых марках, сохранившихся для современников, можно увидеть как выглядели улицы города в 17 веке, а именно улицы Мицкевича, Гимназийная, Рынок, Вокзал. Кроме изображения на марках содержалась подпись «Поздравления из Тернополя».

Эксперты считают почтовые марки ценным достоянием истории, ведь на них можно увидеть не сохранившиеся здания и места Тернополя.

Интересно, что первая почтовая марка появилась в Европе в 1869 году: ее напечатали в Вене. Впоследствии практика выпуска почтовых марок распространилась по всей Европе. К примеру, в Париже на открытках рисовали французское оружие и подписывали листовки патриотическими высказываниями. В свою очередь в Германии на открытках чаще всего изображали немецкого солдата.

Со временем выпуск почтовых марок стал прерогативой государства. Первые марки выпущены Украинским государством в 1918 году. В этом же году свет увидела первая партия марок, одновременно выполнявших роль денег.

У молодого Украинского государства не было достаточно средств на полноценное обращение почтовых марок, поэтому частично использовались марки Российской империи. Однако наплыв российских марок был достаточно велик, из-за чего украинское правительство решило принимать меры. Запасы марок Российской Федерации перепечатывались с государственным гербом — Трезубцем Святого Владимира, без перепечатки они считались недействительными.

В 1919 году свет увидела марка Директории УНР по проекту гетмана Павла Скоропадского. На ней был изображен орнамент в стиле барокко, а в верхней части находился трезубец. Почтовая марка в основном использовалась на Волыни и Подолье.

Украинцы массово скупали почтовые марки Российской федерации с набитым трезубцем. Поэтому быстро они стали дефицитом и к тому же стремительно выросли в цене. Марки с трезубцем активно использовались до середины 1920-х годов.

Самая известная почтовая марка Тернополя

Несколько лет назад Укрпочта представила новую марку с изображением одного из местных достопримечательностей – Плебановского виадука. Он находится в селе Плебановка недалеко от Тернополя.

Почтовая марка получила название «Виадук. Село Плебановка». Одновременно с ней Укрпочта ввела новый почтовый штемпель «Мосты Украины. Первый день». Следует добавить, что марку высоко оценили филантропы и она участвовала в конкурсе на лучшую марку Европы.

Плебановский виадук имеет долгую и увлекательную историю. Он был построен в 1896 году во время пребывания Тернопольщины в составе Австро-Венгерской империи. Авторами проекта являлись итальянские и австрийские архитекторы. Протяженность виадука составляет 120 метров. Многие сравнивают мост в Плебановке с легендарным мостом в Хогвартс в серии фильмов о Гарри Поттере.

Latest Posts

.