Среда, 10 августа, 2022

Почаевская лавра до прихода большевистской власти

Одним из величайших мест в Украине Свято-Успенская Почаевская Лавра. Она испокон веков славится своим историческим достоянием и чудесами, происходящими в стенах этой святыни. До сих пор никто точно не может объяснить, как именно происходит исцеление в храме. Однако это является одним из основных факторов, побуждающих верующих со всего мира посетить это место. Сюда каждый год приезжают туристы не только из Украины, но и из Польши, Чехии, Италии, Словакии и других стран. А еще Почаевская лавра является самым православным храмом Волыни. Далее на ternopil-future.

Многие ошибочно полагают, что с самого начала основания Почаевская лавра принадлежит московскому патриархату. Однако это не так. Долгое время монастырь функционировал как греко-католический. Почаевской Лавре удалось очень многое пережить за время своего существования, побывать под несколькими государствами и конфессиями. Это сильно повлияло на современный вид и деятельность церкви. В свое время здесь даже когда-то размещался один из крупнейших центров Черносотенского движения и важным местом, где когда-то шла важная борьба за украинизацию Православной церкви.

Откуда начинается история создания храма?

История Почаевской лавры достаточно сложна и запутана. Она уходит в XVI век, хотя и по преданию, храм был построен еще раньше. Однако официально в документах он упоминается только в 1527 году. Сейчас существует немало дискуссий о приблизительной дате создания святыни.

Анна Гостская

В XVI веке небольшим городком (на то время хутором) Почаевом владела русская шляхтанка и меценатка Анна Гостская, происходящая из древнего рода Козинских. Она и ее муж были очень верующими людьми, часто ходили в церковь, в частности, посещали Почаевскую Лавру. Благодаря ее содействию опустевший храм из-за постоянных набегов татар удалось восстановить. На протяжении всей своей жизни шляхтянка способствовала интенсивному развитию святого места, а также стала первой основательницей первой типографии в Почаеве. Лавре Анна Горстская сделала ценный подарок – чудотворную икону Божией Матери.

Благодаря меценатке религиозная жизнь в Почаеве начала налаживаться. Его расцвет связан, прежде всего, с игуменом Иовом Почаевским или Иваном Железом. Сейчас его относят к лику святых. Иов заботился о храме и его развитии, вел активную литературную жизнь, даже является автором сборника нравственных наставлений и советов “Пчела Почаевская”. В XVII веке, согласно преданию, благодаря молитве монахов, татарам не удалось захватить и ограбить храм. Этот период считается православным в жизни Почаевской лавры.

Почаевская лавра принадлежит греко-католикам

Следующий период Свято-Успенской Почаевской лавры называют греко-католическим. В то время город часто переходил из рук в руки значительному количеству шляхтичей польского происхождения. В литовско-польский период Почаев находится в собственности сначала Фирлеев, а затем Тарновских. Польские шляхтичи неоднократно приезжали в городок, а основателю Тернополя Яну Амору Тарновскому даже удалось добиться от короля осаждения в имении Почаев городка. Впоследствии оно получило название Новый Почаев.

Тогда произошла самая масштабная реконструкция храма. К этому делу было привлечено немало выдающихся архитекторов, скульпторов и дизайнеров. Очень долго между ними шли совещания и дискуссии, о том, как именно должен выглядеть храм. Утвердили проект силезского архитектора Гофмана, являвшегося одним из представителей эпохи барокко. Кстати, до сих пор этому храму присущ именно этот архитектурный стиль. Иногда в лавре происходят незначительные реконструкции, однако сильно ее внешний вид не видоизменяют.

В 1791 году строительство современного монастыря было завершено. Наибольший расцвет он испытал находясь под Василианским Чином. В то время это был один из основных монашеских орденов украинской греко-католической церкви. Его основоположник – величайший отец Восточной церкви Василий Великий. Тогда же построили новый Святоуспенский храм. Здесь произошло строительство по католической традиции, хотя и кое-где встречались черты украинской православной церкви.

Что интересно, в 1730 г. при Почаевской лавре начала свою деятельность и василианская типография. В ее самый активный период деятельности удалось напечатать более 300 книг. В то время они выпускались на нескольких языках: польском, латинском и украинском. Языком богослужения служила старославянская. Василиане считали, что для проповеди она должна быть всем понятна. Кое-где печатались книги с разговорным говором.

Все меняется в XVIII веке. Монахи в Почаеве попытались несколько отойти от церковнославянского языка. И это, вероятно, было одной из ошибок. Если мы посмотрим на печатные произведения василиан, то можем заключить, что удовлетворяя потребности местных читателей, они создали основу для дальнейших национальных движений. Вообще этот период можно считать переломным, ведь политические реалии в стране кардинально изменились.

Приход российских властей

В 1795 году состоялся третий раздел Польши. Он изрядно отразился на дальнейшей деятельности святыни. Согласно этому разделу Почаев отошел в собственность Российской империи, а Почаевская лавра перестает принадлежать греко-католикам. Российские власти на новоприсоединенных территориях всячески пытались насадить православие. Вспомним, что до этого Почаевская лавра была сугубо греко-католическим храмом, однако еще раньше она также исповедовала православную веру.

Активное насаждение православия заставило василиан прекратить свою деятельность в этой местности. В этот период приостанавливается и книгопечатание. В 1831 году монастырь отошел в собственность Русской православной церкви. Несколько претерпел изменения и интерьер самого храма, по распоряжению верхушки, в Соборном храме Успения Божией Матери установили 2 алтаря — Николая Чудотворца и Александра Невского. Куда пропали василиане, неизвестно. На их место приехали новые монахи, верой и правдой служившие русскому царю. Для Почаевской лавры начался новый период, хотя продолжался он не так долго.

Обретение Почаевской лавры для российских властей имело большое значение. Некоторое время там находились черносотенцы в 1905 году. Это название ряда организаций, возникших в результате революции в Российской империи. Они выступали за сохранение самодержавия. Их лозунгом стали слова “Православие, самодержавие, народность”. Их отделения находились во многих крупных украинских городах: в Одессе, Киеве, Саратове, а также в Почаевской лавре. Деятельность черносотенцев опиралась, прежде всего, на пророссийское духовенство и россиян-переселенцев. На Волыни деятельностью черносотенцев руководил архимандрит Виталий Максименко. Взгляды и убеждения организаций пропагандировались в ряде печатавшихся антиукраинских изданий, в частности в “Почаевский листок”.

Черносотенцы, фото иллюстративное

Первая мировая война и еще один польский период

Несколько изменилась ситуация во время Первой Мировой войны. Тогда из храмов вывозили все то, что представляло ценность. Значительную часть духовенства и братии эвакуировали в монастырь в Святогорске, который принадлежал Харьковской епархии. Церковь заняли австро-венгерские войска. Однако в результате Брусиловского прорыва к Почаеву вновь возвращаются российская армия. Тогда же возобновляется литургия, а часть ценного достояния снова возвращается в стены храма.

В 1920 году поляки оккупировали Волынь, в частности, Почаев и его прилегающие окрестности. Город вместе со Свято-Успенской Почаевской лаврой вошел в состав Польской республики. Соответственно церковь теперь принадлежала Польской православной церкви. Но это продолжалось относительно недолго, ведь скоро Почаев был захвачен большевиками.

Latest Posts