Суббота, 27 апреля, 2024

История железнодорожного вокзала Тернополя

Тернопольский железнодорожный вокзал за более чем век своего существования наверняка видел больше всех радостных встреч и разлук между родными людьми. Железнодорожный вокзал имеет довольно интересную и долгую историю. Далее на ternopil-future.

Как начиналось строительство вокзала в Тернополе

В Тернополе давно была необходимость в прокладке железной дороги, ведь крестьянские телеги уже были не в состоянии перевозить такое количество грузов и другую сельскохозяйственную продукцию, которые экспортировались в Австро-Венгерскую империю. Также новый железнодорожный путь позволил бы европейцам получить более удобный выход в Одесский порт, который в то время активно развивался.

Поэтому, Австро-Венгерская империя решила построить железную дорогу в направлении Тернополя. Для этого обществу «Галицкая железная дорога имени Карла Людовика» выдали лицензию на строительство.

Благодаря дешевой рабочей силе в течение 1868-1870 годов осуществлялось строительство железнодорожного сообщения. Однако, возникало немало проблем, ведь часто пути проходили через земельные участки, принадлежащие крестьянам, поэтому за прокладки железнодорожного пути через их земли приходилось платить.

Для переезда железнодорожных путей использовали мост, что находился на месте нынешнего «шестого магазина». Именно в одном из отверстий моста осуществлялся проезд транспортом.

Официальной датой начала железнодорожного сообщения можно считать 25 декабря 1870 года. Именно в этом году построили железнодорожный вокзал. Хотя, само помещение вокзала появилось лишь в 1903 году, где были и билетные кассы с залом ожидания и даже свой ресторан.

С Тернопольского железнодорожного вокзала поезда курсировали только в двух направлениях — во Львов и Золочев. Хотя, главной целью железной дороги оставались перевозки сельскохозяйственной продукции.

Первая мировая война и железнодорожный вокзал

Однако, все изменила Первая мировая война. Еще до 1914 года с тернопольского вокзала осуществлялись пассажирские перевозки во Львов. В период военных действий вокзал превратился в военный объект. Через него прошло бесчисленное количество как военных, так и простых людей, многие из которых из-за голода и болезни так и не смогли пережить поездку.

Окончательный упадок железнодорожного вокзала произошел после Брусиловского прорыва, когда российские войска спешно покидали город. На своем пути они грабили город и сжигали здания. Досталось и помещению тернопольского вокзала, который пострадал от огня и еще долго своим заброшенным видом напоминал о непростых временах Первой мировой войны.

Межвоенный период и Вторая мировая война

Межвоенный период для железнодорожного вокзала Тернополя ознаменовался тем, что он получил нового владельца, поскольку Тернопольщина уже не входила в состав Австро-Венгерской империи, полноправным владельцем железной дороги стала «Польская государственная железная дорога».

Здание вокзала полностью обновили и отремонтировали. Однако, движение через железную дорогу значительно снизилось. Не утратило своей популярности только сообщение со Львовом.

Значительные изменения ждали железную дорогу Тернополя в период Второй мировой войны. Если раньше она была обычной провинциальной железнодорожной станцией, тогда после 1939 года железнодорожный вокзал стал важным объектом для советской армии, поскольку он был на пути прорыва армии республики в Европу.

Для нужд Красной армии реформировали железнодорожное хозяйство, подстраивая его под нужды армии. В планах Советского Союза было освобождение Европы от гнета нацистской Германии. Однако, немецкое руководство опередило амбициозные планы Союза и ударами авиабомб практически уничтожило железнодорожный вокзал в Тернополе.

Во время оккупации нацисты пытались перестроить железную дорогу на свой лад. В частности, был проведен второй железнодорожный путь, что работает и до наших дней.

В марте 1944 года советские войска начали внезапное наступление и немецкие оккупанты в течение месяца держали оборону. В результате Тернополь получил значительные повреждения, не обошла эта участь и железную дорогу города.

Восстановление после войны и развитие железнодорожного вокзала

Несмотря на то, что после военных событий Тернополь был полностью уничтожен, движение через железнодорожную станцию ​​не останавливалось ни на день. После завершения войны железнодорожный вокзал продолжил работать в обычном режиме.

Из Тернополя отправлялись поезда в пяти направлениях. Благодаря развитию железнодорожного сообщения, город начал оживать и поднимать хозяйство.

16 ноября 1952 года открыли новый терминал Тернополя, который работает и сегодня. Власть упорядочила привокзальную площадь, в течение длительного времени работал фонтан.

На фотографиях старого Тернополя видно, что площадь перед железнодорожным вокзалом утопала в зелени и цветах.

Современный железнодорожный вокзал в Тернополе

Советская власть так и не смогла электрифицировать вокзал, случилось это уже во времена независимой Украины в 1997 году. Важной датой в развитии железнодорожного вокзала Тернополя стало 25 декабря 1997 года, именно в этот день на станцию ​​прибыл первый электрифицированный поезд. В следующем году на электричество перевели весь участок по направлению Красное-Волочиск.

Стоит добавить, что в 2012 году Тернопольский железнодорожный вокзал признали лучшим в Украине. Почетным знаком «Укрзализныця» наградила коллектив вокзала. Примечательно, что в 2012 году услугами тернопольского железнодорожного вокзала воспользовались почти пять миллионов человек.

В 2020 году городские власти провели реконструкцию Привокзальной площади. На площади обновили асфальтовое и дорожное покрытие, обустроили места для временной парковки и установили новый светофор. Также провели работы по устройству асфальтобетонного покрытия в отделение Укрпочты и часть заезда на площадь, установили уличную мебель и насадили зеленые насаждения.

В городском совете Тернополя отмечают, что железнодорожный вокзал является своеобразными «воротами» в город. Поэтому важно, чтобы он имел не только привлекательный вид, но и был бы комфортным. Городские власти имеют намерения сделать железнодорожный вокзал удобным и доступным для тернополян и гостей города.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.