Гусятин и Подволочиск – 2 находящихся рядом маленьких городка на Тернопольщине, которые на протяжении многих лет были соперниками. История соперничества уходит своими корнями в древность, времена, когда эти города были основаны, а также в недавнее время, когда они заняли важное положение на австро-российской границе. Подробнее об этом расскажет ternopil-future.
Как сообщает издание Локальная история, расстояние между Подволочиском и Гусятином – 70 км. Не мало, и не много. У них много общего, а именно — расположение на реке Збруч, Подольских Товтрах, на границе Подолии и Галиции, по 7 тыс. населения. Но когда-то один город мог стать большим и известным, а другой остаться неизвестным селом. Но все решила судьба и неудачный подход к инновациям.
Раздел Речи Посполитой
Гусятин или Всятин или Усятин известен с 1431 г. Жители города отрицают, что название их города происходит от гусей, а потому указывают название растения гусятника или мужское имя Усс. В 1772 г. в результате первого раздела Речи Посполитой Австрийская империя забрала себе Галицию, а Россия часть Прибалтики и Белоруссии. За вторым разделом Польши в 1793 г. Россия захватила Правобережную Украину (Подолье, Волынь, Киевщину), а значит, между Австрией и Россией установилась общая граница.
Гусятин и железная дорога
Гусятин, будучи под властью Австрии, удачно использовал свое расположение. В среду здесь проходила ярмарка, на которую приезжали купцы со всей Украины. Правда была у них незначительная проблема, а именно деревянный мост через Збруч, который регулярно уничтожали наводнения. Поэтому таможенники с обеих сторон решили, что для усиления торговли необходим лучший мост. И построили каменный. Также расширили подъезды. Благодаря этому гусятинцы получили только в 1859 г. 110 российских виз. Кто-то ездил на торговлю в Одессу, а кто-то в Каменец-Подольский или ближе — в Ярмолинцы, Купин, Лянцкорунь. На такие поездки отправлялись всей семьей (как сейчас), а иногда даже брали музыкантов в путь. В общей сложности один купец пересекал границу 7 раз в год. Приезжали в город и иностранцы: французы, британцы, немцы. Город постепенно становился центром пищевой промышленности. Здесь работали пивоваренные, ликероводочный и спиртовой заводы графов Голуховских, белковая фабрика Луи де Фере, которая перерабатывала яйца.
Все изменилось со строительством железной дороги. Есть информация, что она должна была вести именно в Гусятин. Но купцы были консервативными и боялись всего нового, а потому повезли к чиновникам в Вену взятки. В результате железную дорогу получил Подволочиск. А Гусятин (как будто в наказание) охватила еще и эпидемия холеры. Начался его упадок. Многие купцы перебрались в Подволочиск.
Прошлое Подволочиска
Название поселений Волочиск, а также Подволочиск, появилось во времена, когда моста через Збруч не было и все грузы перетаскивали волоком. А потому с правой стороны возник Волочиск, а с левой поселение получило название Подволочиск или Хлебановка. Поселение было в собственности Константина Острожского. В 1553 году здесь был построен замок. В 18 в. городок назывался Унтерволочиск. До 19 в. это была окрестность панского имения и часть волости, находившейся в селе Старомищина, что рядом с современным Подволочиском.
Железная дорога
В 1870 г. началось строительство железной дороги между Тернополем и Волочиском. И в Подволочиск 1 или 5 ноября 1871 г. впервые пришел поезд. Рядом лежали земли графа Баворовского (кстати в Тернополе был пруд Баворовского, мы писали об этом). Именно здесь и начало расти новое поселение. Ему был предоставлен статус города. Здесь в это время проживало 2 тыс. жителей, а к 1900 г. уже 5 тыс. жителей.
Промышленность и торговля города
Купцы Подволочиска были преимущественно евреями. Они занимались посредничеством и продавали зерно, которое покупалось в подроссийской Украине. А работали на железной дороге украинцы и поляки. Была построена перегрузочная станция и таможня. Далее построили костел, дом польского спортивного общества «Сокол». На гербе города стоял Меркурий – покровитель торговли. Здесь жили купцы из Германии, Франции, Швейцарии, Британии. Они покупали зерно для своих стран. Говорят, что здесь был проездом персидский шах. А вот в Волочиске он даже обедал. Таким образом, городок стал важным пунктом между Австрией и Россией.
В городе был построен большой вокзал, гостиница с громким названием «Одесса». За одну комнату платили 2 австрийские кроны и 60 геллеров. Что интересно здесь был открыт филиал судоходной компании Austro-Americana. Правда перевозила она не товары, а эмигрировавших за океан крестьян. Также работало много купцов, кофеин, несколько мельниц, кирпичных заводов, фабрика для переработки яиц, магазин со специями, альбуминовые фабрики. Кстати, альбумины – это простые белки, широко применяемые в пищевой и текстильной промышленности. Так поселение стало городом.
Гусятин сегодня
Железная дорога все же добралась до Гусятина в 1891 г. Городок, что на Хмельнитчине и Копычинцы, рядом с Гусятином, объединились железной дорогой. Город обрел новую жизнь. Начали возводить новые каменные дома. Сейчас здесь находится Новозбручанское месторождение минеральной воды типа «Нафтуся», которое отгоняет серой. В целом же город не смог стать курортным раем. Санаторий Медоборы закрыли, как и «Збруч», а также бальнеологическую больницу, которую город сейчас пытается восстановить. Остались в городе бернардинский костел Святого Антония, оборонительная Онуфриевская церковь и памятник из бронзы Северину Наливайко. Замок, ратуша, дворец, уничтоженный Мордехаем Фридманом, основателем-цадиком из Гусятина.
Прошло почти полтора столетия. Времена советской власти изменили внешний облик городков, как Подволочиска, так и Гусятина. Они типично советские города. С центральными площадями и памятниками. Хотя и времена независимости тоже на них повлияли. В Подволочиске это проявилось появлением белого ангела и Тараса Шевченко, сохранением виллы Громницких, где сейчас музей УПА, а также сохранением Троицкой церкви и дома, где читал поэму Иван Франко.
Итак, история подольских и галицких городов очень интересная и необычная. Уверены, что такое соперничество было и между другими городами.