Представьте себе знаменитый на значительной части европейского континента городок с населением в 7 тыс. человек, экономика которого держится преимущественно на туристической сфере и упоминание о религиозной принадлежности которого вызывает бурю эмоций, дискуссий и споров. Этот городок – это Почаев, что на Тернопольщине и если отбросить в сторону то, что это центр распространения русского мира в Украине, рупор московской пропаганды, эпицентр Русской православной церкви, то можно исследовать архитектуру этого населенного пункта. Может быть вы там были и потому будет проще вспомнить достопримечательности и постройки этого города. Детальнее об этом расскажет издание ternopil-future.com.ua.
Почаев: ехать или нет
Как сообщает издание castles.com. и исследователь О. Опанащук Почаев – это городок в волынской части Тернопольской области, а именно в Кременецком районе. Здесь историческая и живописная местность, покрытая холмами Кременецких гор, здесь изобилует волынская природа, умеренный климат и присутствует архитектура прошлых веков. Но это, пожалуй, единственное, что создает желание приехать сюда, ведь Почаев – это приход Русской православной церкви. Здесь царят невежество и истерия. Поэтому ехать сюда следует только при условии, что все остальное в мире вы увидели и осталась только архитектура Почаева.
Такая тенденциозность в политике церкви ко всему украинскому была и раньше. В частности, в начале ХХ ст. газета «Почаевский листок» активно продвигала позиции русского царизма. В «Волынских епархиальных ведомостях», которые сначала были в Почаеве, а затем переехали в Житомир тоже защищался русский царизм. Лавра была средоточием черносотенства, а потому оппозиционные издания сравнивали почаевских монахов с дикими зверями, стремящимися к крови, а их проповеди «проникнуты злобой и ненавистью к своим врагам, которых у монахов не должно быть». А член «Союза русского народа» иеромон Илиодор, принимавший активное участие в издании черносотенных «Почаевского Листка», «Веча» и других монархических изданий, осуществлял слишком резкую агитацию против представителей национальных меньшинств, подталкивая население к национальной нетерпимости и еврейским погромам. При этом указывалось, что «таких Илиодоров, в рясах и без ряс, много на Руси».
Поэтому видим, что Почаев и 100 лет назад был центром русского православия.
Первые упоминание о лавре
Рассмотрим все же не людей, а строения. В Почаеве есть монастырь и икона Почаевской богоматери. Наряду с Софией Киевской – это главная святыня Украины. Вот только она в русских руках. Оккупирована так сказать. Сам Почаев находится близко, а именно в 25 км от районного центра и с террасы лавры даже видна колокольня Подкаминского монастыря или как его еще называют Монастырь происхождения дерева Креста Господня.
Но не будем отвлекаться и сосредоточимся на Почаеве. Сама лавра известна из 15 в., а по другим данным 13 в. Летописи упоминают о монахах, появившихся здесь после вторжения Батыя и сожжения Киева в 1240 г. Сначала монастырь возник у пещеры в толще гор, далее была возведена деревянная церковь Успения на террасе северного склона холма. Именно в это время монахам явился образ Богоматери в виде огненного столпа над Почаевской горой. По свидетельству монахов на одной из скал даже появился огненный отпечаток ее ноги.
Почаевский монастырь
Строительство самого монастыря заслуживает отдельного исследования, поэтому здесь обратим внимание лишь на его основные черты. Его начали возводить с 16 в. В это время владелица этих земель по фамилии Гойска, а в девичестве Козинская вложила в строительство Почаевской церкви и помещения для монахов собственные значительные средства. Эти средства были зафиксированы в кременецких земских книгах. Эта инвестиция говоря современным языком была очень своевременной, ведь благодаря ей строительство пошло быстрыми темпами и было быстро завершено. Кроме денег г-жа Гойская подарила монахам так называемую «чудотворную» икону Богоматери в 1597 г.
В монастырь входило значительное количество каменных и деревянных построек, среди которых башни и стены. Несмотря на их состояние монастырю удалось выдерживать многочисленные осады. Существует даже такая легенда, что летом 1675 г. происходила так называемая «Збаражская война» с турками. И в это время татары под руководством хана Нурредина, пройдя Вишневец, атаковали Почаевский монастырь. Сооружение было оцеплено с трех сторон. Монастырские стены и каменные здания монастыря были слабой защитой, поэтому Игумен Иосиф Добромирский убедил всем монахов и обычных людей, которые скрывались здесь начать молиться Богородице и Иову. Люди бросились к образу Богоматери и раке с мощами святого и стали молиться, хотя и враг был за стенами.
Чудо произошло 23 июля. В этот день татары готовились идти на штурм и совещались, как это лучше сделать. Защитники читали молитвы. И тут в небе появился образ Богоматери и Иова, которые держали обнаженные мечи. Татары начали стрелять в призраки, но стрелы возвращались назад и ранили и убивали стреляющих. Враг удивился. Началось бегство. Люди бросались друг на друга пытаясь бежать. Защитники совершили своевременную вылазку и захватили многих нападающих в плен. Позже пленники приняли христианство и остались жить в монастыре.
Лавра
Успенский собор Лавры построен в 1771-1783 гг. Архитектор Готфрид Гофман. Руководил работами Петр Палейовский. Архитектору дали задачу построить так, чтобы «деньги зря не транжирились и лишнее не придумывалось». За это монастырь должен был выплачивать ему 864 злотых. Как бы то ни было, но Готфрид Гофман искусно использовал особенности местности.
Монастырь имеет 13 колоколов, 2 часа. Когда-то звон был слышен за 30 км, теперь на 10. Наибольший звон 11,5 тонн.
В храме хорошая акустика. Древние иконы. Некоторые 1646 г. Оклады золотые иконы и инструктированы бриллиантами и рубинами.
В одной из пещер Лавры находятся мощи монаха Иова.
Стены собора были разрисованы в 1876 г. мастерами из лавры и реконструированы в 1980 г.
Троицкий собор
Этот храм был построен в 1910-1913 гг. перед первой мировой войной. Проект архитектора Щусева О., он же строил мавзолей Ленина в Москве. Южное мозаичное панно проектировал М. Рерих, западное Щусев О. Стены украшены силикатной росписью.
Другие здания
Также к архитектуре Лавры следует отнести кельи 1771-1780 гг., дом архиерея 1825 г., колокольню 1861-1871 гг. и надвратный корпус 1835 г.
Келии строились из кирпича Г. Гофманом и К. Кульчицким. Это обычные прямоугольные корпуса, соединенные между собой и Успенским собором. Один корпус 3-х этажный, а остальные 2-х.
Дом архиерея построен в стиле классицизма. Он прямоугольный, 3-х этажный, а с южной стороны 4-х этажный. Так сделано, потому что он находится на холме.
Колокольня построена из кирпича. Имеет пять ярусов, красивый декор. Высота 65 метров.
Надвратный корпус выстроен в стиле классицизма. Материал – кирпич. Насчитывает 2 этажа. Фасад это четырехколонный портик.
Также в Почаеве есть церковь Всех святых 1773-1775 гг., построенная в стиле барокко и Покровская церковь 1643 г., перестройка в 1746 г.
Следовательно, Почаевский архитектурный ансамбль стоит того, чтобы его увидеть. Существует только «опасность» со стороны его жителей. А потому решать вам ехать или нет.