Воскресенье, 21 июля, 2024

 Архитектура Почаева: красивые здания и представители РПЦ

Представьте себе знаменитый на значительной части европейского континента городок с населением в 7 тыс. человек, экономика которого держится преимущественно на туристической сфере и упоминание о религиозной принадлежности которого вызывает бурю эмоций, дискуссий и споров. Этот городок – это Почаев, что на Тернопольщине и если отбросить в сторону то, что это центр распространения русского мира в Украине, рупор московской пропаганды, эпицентр Русской православной церкви, то можно исследовать архитектуру этого населенного пункта. Может быть вы там были и потому будет проще вспомнить достопримечательности и постройки этого города. Детальнее об этом расскажет издание ternopil-future.com.ua.

Почаев: ехать или нет

Как сообщает издание castles.com. и исследователь О. Опанащук Почаев – это городок в волынской части Тернопольской области, а именно в Кременецком районе. Здесь историческая и живописная местность, покрытая холмами Кременецких гор, здесь изобилует волынская природа, умеренный климат и присутствует архитектура прошлых веков. Но это, пожалуй, единственное, что создает желание приехать сюда, ведь Почаев – это приход Русской православной церкви. Здесь царят невежество и истерия. Поэтому ехать сюда следует только при условии, что все остальное в мире вы увидели и осталась только архитектура Почаева.

Фото с сайта kremenets.city

Такая тенденциозность в политике церкви ко всему украинскому была и раньше. В частности, в начале ХХ ст. газета «Почаевский листок» активно продвигала позиции русского царизма. В «Волынских епархиальных ведомостях», которые сначала были в Почаеве, а затем переехали в Житомир тоже защищался русский царизм. Лавра была средоточием черносотенства, а потому оппозиционные издания сравнивали почаевских монахов с дикими зверями, стремящимися к крови, а их проповеди «проникнуты злобой и ненавистью к своим врагам, которых у монахов не должно быть». А член «Союза русского народа» иеромон Илиодор, принимавший активное участие в издании черносотенных «Почаевского Листка», «Веча» и других монархических изданий, осуществлял слишком резкую агитацию против представителей национальных меньшинств, подталкивая население к национальной нетерпимости и еврейским погромам. При этом указывалось, что «таких Илиодоров, в рясах и без ряс, много на Руси».

Поэтому видим, что Почаев и 100 лет назад был центром русского православия.

Фото с сайта kremenets.city

Первые упоминание о лавре

Рассмотрим все же не людей, а строения. В Почаеве есть монастырь и икона Почаевской богоматери. Наряду с Софией Киевской – это главная святыня Украины. Вот только она в русских руках. Оккупирована так сказать. Сам Почаев находится близко, а именно в 25 км от районного центра и с террасы лавры даже видна колокольня Подкаминского монастыря или как его еще называют Монастырь происхождения дерева Креста Господня.

Но не будем отвлекаться и сосредоточимся на Почаеве. Сама лавра известна из 15 в., а по другим данным 13 в. Летописи упоминают о монахах, появившихся здесь после вторжения Батыя и сожжения Киева в 1240 г. Сначала монастырь возник у пещеры в толще гор, далее была возведена деревянная церковь Успения на террасе северного склона холма. Именно в это время монахам явился образ Богоматери в виде огненного столпа над Почаевской горой. По свидетельству монахов на одной из скал даже появился огненный отпечаток ее ноги.

Фото с сайта kremenets.city

Почаевский монастырь

Строительство самого монастыря заслуживает отдельного исследования, поэтому здесь обратим внимание лишь на его основные черты. Его начали возводить с 16 в. В это время владелица этих земель по фамилии Гойска, а в девичестве Козинская вложила в строительство Почаевской церкви и помещения для монахов собственные значительные средства. Эти средства были зафиксированы в кременецких земских книгах. Эта инвестиция говоря современным языком была очень своевременной, ведь благодаря ей строительство пошло быстрыми темпами и было быстро завершено. Кроме денег г-жа Гойская подарила монахам так называемую «чудотворную» икону Богоматери в 1597 г.

В монастырь входило значительное количество каменных и деревянных построек, среди которых башни и стены. Несмотря на их состояние монастырю удалось выдерживать многочисленные осады. Существует даже такая легенда, что летом 1675 г. происходила так называемая «Збаражская война» с турками. И в это время татары под руководством хана Нурредина, пройдя Вишневец, атаковали Почаевский монастырь. Сооружение было оцеплено с трех сторон. Монастырские стены и каменные здания монастыря были слабой защитой, поэтому Игумен Иосиф Добромирский убедил всем монахов и обычных людей, которые скрывались здесь начать молиться Богородице и Иову. Люди бросились к образу Богоматери и раке с мощами святого и стали молиться, хотя и враг был за стенами.

Фото с сайта kremenets.city

Чудо произошло 23 июля. В этот день татары готовились идти на штурм и совещались, как это лучше сделать. Защитники читали молитвы. И тут в небе появился образ Богоматери и Иова, которые держали обнаженные мечи. Татары начали стрелять в призраки, но стрелы возвращались назад и ранили и убивали стреляющих. Враг удивился. Началось бегство. Люди бросались друг на друга пытаясь бежать. Защитники совершили своевременную вылазку и захватили многих нападающих в плен. Позже пленники приняли христианство и остались жить в монастыре.

Фото с сайта kremenets.city

Лавра

Успенский собор Лавры построен в 1771-1783 гг. Архитектор Готфрид Гофман. Руководил работами Петр Палейовский. Архитектору дали задачу построить так, чтобы «деньги зря не транжирились и лишнее не придумывалось». За это монастырь должен был выплачивать ему 864 злотых. Как бы то ни было, но Готфрид Гофман искусно использовал особенности местности.

Монастырь имеет 13 колоколов, 2 часа. Когда-то звон был слышен за 30 км, теперь на 10. Наибольший звон 11,5 тонн.

В храме хорошая акустика. Древние иконы. Некоторые 1646 г. Оклады золотые иконы и инструктированы бриллиантами и рубинами.

В одной из пещер Лавры находятся мощи монаха Иова.

Стены собора были разрисованы в 1876 г. мастерами из лавры и реконструированы в 1980 г.

Фото с сайта kremenets.city

Троицкий собор

Этот храм был построен в 1910-1913 гг. перед первой мировой войной. Проект архитектора Щусева О., он же строил мавзолей Ленина в Москве. Южное мозаичное панно проектировал М. Рерих, западное Щусев О. Стены украшены силикатной росписью.

Другие здания

Также к архитектуре Лавры следует отнести кельи 1771-1780 гг., дом архиерея 1825 г., колокольню 1861-1871 гг. и надвратный корпус 1835 г.

Келии строились из кирпича Г. Гофманом и К. Кульчицким. Это обычные прямоугольные корпуса, соединенные между собой и Успенским собором. Один корпус 3-х этажный, а остальные 2-х.

Дом архиерея построен в стиле классицизма. Он прямоугольный, 3-х этажный, а с южной стороны 4-х этажный. Так сделано, потому что он находится на холме.

Колокольня построена из кирпича. Имеет пять ярусов, красивый декор. Высота 65 метров.

Надвратный корпус выстроен в стиле классицизма. Материал – кирпич. Насчитывает 2 этажа. Фасад это четырехколонный портик.

Также в Почаеве есть церковь Всех святых 1773-1775 гг., построенная в стиле барокко и Покровская церковь 1643 г., перестройка в 1746 г.

Следовательно, Почаевский архитектурный ансамбль стоит того, чтобы его увидеть. Существует только «опасность» со стороны его жителей. А потому решать вам ехать или нет.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.