Понедельник, 29 апреля, 2024

 Еврейская архитектура Кременца

Кременец – город на Волыни, а сегодня районный центр в Тернопольской области. Город имеет давнюю историю, а значит, не менее древнюю архитектуру. В значительной степени она сформировалась благодаря населению, проживающему в этом городе. Преимущественно оно было еврейское, а потому и посмотрим, что строили евреи, проживая рядом с украинцами, поляками, армянами в Кременце. Подробнее об этом расскажет издание ternopil-future.com.ua.

Корчма. Фото с сайта shtetlroutes.eu

История: начало

Как сообщает издание shtetlroutes, исследователи Татьяна Яцечко-Блаженко и Светлана Яцечко, Кременец расположен у подножия Кременецких гор. Поэтому эта местность прекрасно подходила для обороны. Об этом свидетельствует наличие Замковой горы. По данным ученых, укрепления существовали здесь и в дохристианские времена. Но первое письменное упоминание о городе 1227 г., когда Даниил Романович столкнулся здесь в лютой сече с венгерским королем Андрашем II. Город устоял против татар Батыя в 1240 г., но подчинился полякам в 1366 г., венграм и дальше стал собственностью литовских князей. В 1438 г. литовцы предоставили городу Магдебургское право. В документе сказано следующее: что оно касается «и русина, и ляха, и немца, и волоска, и армянина, и жидовина, и татарина».

Еврейская улица. Фото с сайта shtetlroutes.eu

Евреи Кременца и жилищное строительство

Предоставление Магдебургского права способствовало поселению здесь евреев. Они переселялись из Польши и Германии. По данным исследователей, появление первых евреев здесь датируется серединой 1438 г. На Волынь приезжали преимущественно ашкенази – европейские евреи, говорившие на идиш и сефарды (евреи из Пиренеев). В 1495 г. князь Великого княжества Литовского Александр Ягеллон приказал всем евреям государства покинуть его земли. Евреи были вынуждены уехать в Польшу и Крым прожить там 8 лет, ведь в 1503 г. указ был отменен. Правда, к этому времени части из них пришлось принять католицизм, ведь поляки в это время очень ревностно относились к своей религии и стремились всех окатоличить. Также их отношение к евреям было двоякое. Они предпочитали сотрудничать с ними, как посредниками по хозяйственным делам, банкирами, торговцами, но также презирали религию, сплоченность, консерватизм, культуру.

Возвращение евреев на места своего поселения в Кременце способствовало развитию этого волынского города. Его еврейская часть была центральной. Большинство еврейского жилья было деревянным. Случались правда и каменные. Основным занятием являлась экономическая деятельность. Работали они в качестве держателей госпошлин и различных государственных доходов.

Еврейское население объединялось в особые судебно-административные единицы – «собрание», которыми управляли старшие евреи, «школьники», «ребеи». В середине еврейских общин суд проходил по законам иудаизма.

Жизнедеятельность еврейского населения в городе можно наблюдать за существованием кладбища ХV-ХVІ ст., которое до сих пор носит название «Окописко». Оно расположено на одном из склонов Кременецких гор. Отсюда хорошо видны здания центральной части города. Захоронение размещено согласно историческим периодам. Новые могилы выше, старые ниже. Памятники сделаны из каменных плит, надписи на иврите.

В 1536 г. евреи города получили от короля Польши Сигизмунда I Старого привилегию, который позволял им пользоваться такими же правами, как и другим гражданам. То есть они получили возможность работать и заниматься ремеслом и торговлей. В 1551 г. евреи получили возможность больше не платить дань – серебщины (средства на военные цели).

Если рассмотреть описания города за 1563, то видна 3-я улица города — Жидовская (Еврейская). Она имела протяженность через весь город двумя параллельными линиями. 1-я от рынка до забора по правую руку, 2-я с рынка до забора по левую руку. Здесь же находился госпиталь, то есть убежище (не понятно ли это еврейский или общегородской). Но указано, что на этой улице проживали представители еврейского этноса, которые занимались такими профессиями: таможенник, портной, сапожник, корчмарь, просвирник, скорняк и врач.

На улице было 144 надела (вероятно количество домов). Из них 50 еврейских. Также существовал кагальный дом.

В 1572 г. права евреев заниматься торговлей были подтверждены новой королевской привилегией. А потому в городе продолжает расти жилищное строительство. В 1629 г. здесь уже насчитывалось 1224 дома, в том числе и еврейских. Последние составляли 15% населения города.

Кременец. Фото с сайта shtetlroutes.eu

Хмельниччина и еврейское население

Дальше пришла Хмельниччина. Евреи до этого много работали в посреднической сфере, а это значит выполняли работу управляющих имений, собирали налоги, управляли предприятиями. Поэтому такие их действия справедливо вызвали гнев крестьян, ремесленников. С началом Украинской национальной революции под руководством Богдана Хмельницкого в 1648 г. казачество начало уничтожать своих угнетателей. Часто ими вместе с поляками становились и евреи. Даже замок Кременца был уничтожен. Как сообщает Хроника Мейера из Щебржежина (город в Люблинском воеводстве в Польше) «Славная община Кременец была разрушена и тамошние евреи перебиты безжалостно». Похожие вещи происходили и в других волынских и подольских городах. В Почаеве печатали антисемитскую литературу, а в Кременце проходили судебные процессы, на которых евреев обвиняли в ритуальных смертях и использовании крови христиан для матери.

18 — начало ХХ ст. в жизни евреев Кременца

Но евреи Кременца все же пережили эти сложные времена. И в 1795 г. их количество в городе снова начало расти. Правда, это уже была Российская империя, которая создала так называемую «полосу оседлости» евреев, а следовательно запрещала последним поселяться в глубине государства и сельской местности. Евреи в Кременце проживали в центральном квартале, где сейчас Центральный парк г. Кременца, а также в пригороде Вишневецком и Дубенском.

В городе в начале ХХ ст. существовало несколько учебных заведений для евреев, а именно: хедеры, талмуд-торы, государственное мужское училище, частное женское училище. Также в этот евреи имели свою больницу, 5 отелей, 4 типографии, 6 фабрик и заводов, 8 магазинов, 2 мастерские (данные, видимо, не полные).

Синагога. Фото с сайта shtetlroutes.eu

Синагоги Кременца

Где есть евреи, там есть и синагоги. Вообще о старых синагогах города известно мало. Уже в 1563 г. было две небольших. Первая крупная построена в 1703 г. в нижней части города. В 1857 г. их уже было 9, а в 1889 – 10. 4-ры каменные и 6 каменных. В 1910 г. ее стало 13-ть. А накануне Второй мировой войны 18 (правда сюда входят синагоги Дубно и Вишневца)! В 1942 г. большая синагога была сожжена и частично разрушена. Дальше была восстановление и реконструкция, а потому теперь это местная автостанция.

Автостанция. Фото с сайта shtetlroutes.eu

Список синагог:

  1. Пригород Вишневца дом Файвеля Фельдмана.
  2. Синагога Исраэля
  3. Мендиля Рохеля по улице Словацкого
  4. На улице Широкая
  5.  Kloyz в Янкеле на улице Кладкова
  6. Бедрик на Кравецкой.
  7. Teilors синагога опять же на Кравецкой.
  8. Дом молитвы на Кравецкой
  9. Учебный зал на Широкой.
  10. Синагога для мясников на Butcher Shop Street.
  11. Розин-Хассидим
  12. Хасидская синагога
  13. Магид Синагога во дворе большой синагоги.
  14. Собственно, большая или Центральная Синагога на Жидовской улице. Теперь ул. Шевченко. Была прямоугольная в плане, имела продольное расположение, девятипольный молитвенный зал и двускатную крышу.
  15. Общественная синагога.
  16. Синагога портных
  17. Синагога в пригороде Дубно.
  18. Синагога в Мошкеле.
Фото с сайта shtetlroutes.eu

Нацистский режим и евреи Кременца

В июле 1941 г. город был занят немецкими войсками. Начали расстрелы евреев. Создано гетто. Взорвали главную синагогу. Подожжены еще две. Разрушены кладбище и еврейская библиотека.

Фото с сайта shtetlroutes.eu

После войны остатки кладбища использовались для хозяйственных нужд. А местный глава города даже приказал сделать лестницу из надгробий еврейского кладбища.

Итак, евреи Кременца составляли немаловажную часть населения города. Их деятельность была направлена ​​на извлечение прибыли и развитие города.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.