Среда, 10 августа, 2022

Костел Иезуитов — утраченное культурное достояние

До Второй Мировой войны и советской оккупации Тернополь напоминал незаурядный европейский городок. Каждый раз в виде города что-то меняли и добавляли. Архитектура поражала своей лаконичностью, совершенными формами и сочетанием разных стилей. К сожалению, значительную часть достижений уже никогда не удастся увидеть ни нам ни нашим потомкам. Они навеки запечатлены в многочисленных исследовательских работах, справочниках и на пленке старых фотографий. Далее на ternopil-future.

Как в Тернополе появились иезуиты?

Появление иезуитов в Тернопольской области связано прежде всего с открытием новой гимназии в городе. Тогда именно они должны возглавить преподавательский состав в новом заведении. В Тернополь иезуиты прибыли из России. Там заняли помещение доминиканцев. Известно, что целью ордена была полонизационная политика. Правда, ее очень негативно встречали в Западной Украине, в частности в Тернополе. Но несмотря на это, значительная часть храмов в городе все же отказалась от своих обрядов и традиций и приняли латинский обряд, что можно считать победой этого ордена.

Иезуитов считают самым многочисленным католическим монашеским орденом. Их еще называют “солдатами Иисуса Христа”. Они распространены по всему миру, в каждой стране, где занимаются выполнением своей миссии. Главными направлениями в деятельности этого ордена есть евангелизация, а также образование и научные исследования. Это, в частности, строительство образовательных и культурных заведений. Долгое время иезуиты оказали большое влияние на всю культурную и духовную жизнь людей.

Строительство костела

Важным культурным достоянием иезуитов в Тернополе стало строительство Кременецкого иезуитского коллегиума и костела Иезуитов в Тернополе. Но если первое здание существует как важный исторический памятник до сих пор, то другое, к сожалению, является навсегда утраченным культурным достоянием. История создания костела начинается в 1899 году, через 79 лет после приезда ордена в Тернополь. Он размещался на бывшей улице польского римско-католического священника, полемиста и просвещенная Петра Скарги. Сейчас это место известно как улица уроженца Тернопольщины и известного писателя Юлиана Опольского. В конце XIX века иезуитам удалось выкупить эту землю по довольно низкой к тому времени цене, всего 100 золотых рынских.

Рынский, или ренский, был распространенной валютой в Украине, в частности на Галичине. Туда же входила и современная Тернопольская область. Что интересно, ее украинским названием была “гульдена”. Чаще ее употребляли в своих разговорах украинцы.

После покупки земли, 14 мая 1899 года, на месте застройки состоялось освящение краеугольного камня. Это выдающееся событие посетило немало местных жителей и представителей духовенства со священником Владимиром Громницким. Завершили строительство очень быстро, спустя 3 года. В 1901 году костел был готов принимать у себя верующих. Но его официальное освящение состоялось только в сентябре того же года. Участие в этой профессии принимали представители греко- и римско-католического духовенства.

Что интересно, этот храм, среди всех построенных в Тернополе, был самым маленьким, но одним из самых красивых. Его лаконизм, совершенность форм и архитектурный стиль поражает. К сожалению, то, как он выглядел, мы можем узнать, посмотрев старые фотографии. Долгое время костел выполнял функцию приходского для пригорода – Зарудья.

Кто участвовал в возведенных сооружениях?

Чтобы понять, как именно выглядел иезуитский костел в ХІХ-ХХ веке, необходимо просмотреть старые фотографии. Но если есть несколько фотографий вида снаружи утраченного памятника, то интерьер внутри храма, к сожалению, остается нам доподлинно неизвестным. Проект костела Иезуитов принадлежит известному архитектору Дионисию Кшичковскому. Он жил и работал преимущественно в Коломые и Львове, однако его работы встречаются и за рубежом, например в Аргентине.

Дионисий Кшичковский

 Муровкой костела занимался Мирон Кордуба. Возделывали металл и другие материалы для будущего храма Шауэр и С. Асенько. Немалые усилия приложили и Леонард Менжинский и Антон Крук. Они обрабатывали грубую древесину и строили деревянные постройки. То есть были плотниками.

Стиль и интерьер костела Иезуитов

Стиль костела- неороманский. Он был очень популярен в Европе в XIX веке, в то время когда только начиналось строительство сооружения. Этот стиль предполагает то, что архитекторы и художники в своих работах обращались к прежним эпохам. Здесь это было романское искусство. Отмена романского и неороманского стиля состоит прежде всего в простоте форм окон и арок.

Костел Иезуитов имел четырехэтажную башню и колокольню. Она размещалась прямо посреди крыши. Сооружение было небольшим, наименьшим среди всех храмов Тернополя. Ее длина составляла всего 42 метра, а ширина – 17 метров. На строительство и внутреннюю отделку храма было потрачено около 90 000 золотых рынских.

Несмотря на то, что отсутствуют подробные изображения внутреннего убранства храма, есть некоторые упоминания о интерьере постройки. Известно, что оно исполнено в романо-барочном стиле. Внутри размещался алтарь, возле которого находилась статуя Непорочного Зачатия Пречистой Девы Марии. Ее привезли из Франции. Кроме этого, была еще одна статуя святого Игнатия. Это известная копия Рубенса. Интересно то, что в таком небольшом костеле находился не один, а шесть или семь алтарей. О том, существуют ли они сейчас, неизвестно.

Внутри размещался еще алтарь святого Креста и орган, привезенный из Силезии. Он состоял из 18 регистров. Весь храм был украшен скульптурами и живописью. Для его освещения привлекали электричество. Это все создавало особую атмосферу. Прихожан здесь всегда было много. Однако это длилось недолго.

Костел в период войн и советской оккупации

До 1914 года человечество не знало и не имело понятия, что такое мировая война. Этот глобальный вооруженный конфликт охватил не только всю Европу, но другие континенты. В те времена костел должен был закрыть свои двери для прихожан из-за того, что духовенство обвинялось в укрывательстве заключенных. Не работала постройка вплоть до 1917 года. Тогда же в июле храм снова возобновил свою деятельность. В его стены удалось вернуть важные книги отцы-иезуитов только в 1927 году. Во время войны они были изъяты русскими военными.

Открытка

Не успел мир оправиться от кровавых последствий Первой Мировой войны, когда в 1939 году снова разразился новый конфликт. В нем приняли участие около 60 стран, которые разделились на 2 больших лагеря. Вторая Мировая война ознаменовалась многочисленными убийствами, преступлениями против человечества, в частности Холокостом, а также единственным в истории человечества основанием ядерного оружия в военных целях. Большое горе нанесло это страшное событие и украинским землям. Именно во время Второй Мировой войны Тернополь был разрушен более чем на 85%. Много культурного и исторического достояния наших предков осталось только в памяти очевидцев и исследовательских трудах. Иезуитский костел является одним из них.

В 1941 году произошла сильная бомбардировка города. Уже тогда Тернополь получил разрушение, однако костелу удалось уцелеть. Но, к сожалению, в 1944 году, в результате сильных боев, сооружение было разрушено наполовину. Но, несмотря на это, религиозная жизнь здесь бурлила и даже в такие трудные времена. Конечно, это было очень не просто, учитывая постоянные обстрелы и оккупацию.

Фабрика

Когда же происходила эвакуация польского населения, то все внутреннее убранство костела удалось сохранить и вывезти в Польшу. Теперь полуразрушенный храм остался полностью пустым. Оккупация советскими войсками Тернополя тоже слишком отличилась на дальнейшем существовании сооружения. Так, как идеология власти рассматривала церковь и всю религиозную жизнь только с позиции воинствующего атеизма, было принято решение использовать костел не по назначению. Его башню и колокольню снесли. Произошли строения и перестройки. В помещении работала швейная фабрика. О том, что когда-то здесь бурлила религиозная жизнь, рассказывает только оставленная арка с прежнего входа в костел.

Latest Posts