Понедельник, 29 апреля, 2024

 Синагоги Тернопольщины – сокровищница еврейского культурного наследия

Центром еврейской жизни была и есть синагога. Здесь работала школа-хедер, где учитель меламед учил детей, здесь собирались все члены общины для решения важных общественных дел, молитвы, торжественных событий, здесь функции раввина по очереди выполняли наиболее авторитетные и религиозно грамотные члены общины. Тернопольщина, как и ряд других регионов Украины, была местом жительства еврейского населения. В некоторых населенных пунктах в отдельные годы численность евреев составляла 30-50% населения. Поэтому целесообразно изучать еврейские синагоги, чтобы понять еврейскую культуру, архитектуру, образ жизни. Подробнее об этом расскажет издание ternopil-future.com.ua.

Фото с сайта shtetlroutes.eu

Микулинцы

Как рассказывает издание shtetlroutes, Микулинцы – это небольшой пгт. в 18 км от Тернополя. Здесь можно увидеть микулинецкий замок, дворец, Троицкий костел. В целом близость к городу сделала этот городок популярным для туристов. Но также здесь есть возможность созерцать еврейское культурное наследие – синагогу. В частности, если ехать со стороны Тернополя, легко попасть на улицу Грушевского 3а, где можно увидеть местный продуктовый магазинчик и отделение Сбербанка. Раньше здесь был хедер, то есть место, где учили Талмуду и Торе еврейских детей. А дальше в доме №45, где сейчас магазин стройматериалов когда-то была синагога. Здание сохраняет черты синагоги XIX в. Внутри ничего об этом не напоминает.

Фото с сайта shtetlroutes.eu

Струсив

В 9 км от Микулинцев село Струсов известно своим дворцом с парком, монастырем с подземной часовней, костелом Св. Антония, церковью Святого Николая, остатками замковых валов и мостом. Когда-то это был шумный городок, а сегодня большая деревня, которая имеет много достопримечательностей прошлого. Теперь все не так. Но у дворца сохранилась синагога с 2-х этажей XIX в. После войны здесь были хозяйственные помещения, притвор был разобран. Еврейское кладбище заросло лесом, но сохранилось напротив христианского.

Буданов

Здесь тоже есть большая синагога, которая потеряла первоначальный вид и сейчас пустует на улице Мицкевича 4. Здание скоро разрушится, а потому лучше спешить и увидеть его не только на этом фото.

Чортков

По данным еврейских авторов в Чорткове до 1705 г. евреи не жили. Лишь после этого года местный помещик позволил им поселиться в этом городке. Но это заблуждение. Евреи жили везде, где можно было продавать, торговать, заниматься винокурением, ростовщичеством, посредническими услугами. Жили они и в Чорткове. Просто во времена Хмельнитчины судьба в лице украинских крестьян и казаков знатно их «потрясла», а потому некоторое время еврейское меньшинство почти полностью отсутствовало в этой местности. Но уже в начале ХХ ст. здесь проживало 3146 евреев из 5099 всего населения. В преддверии Второй мировой здесь жило 6 тыс. евреев, оставивших значительный культурный след в жизни города. Уничтожили его гитлеровские солдаты в сентябре 1943 г. Пережили войну только 100 евреев. В городе было 2 синагоги. Старая на ул. Протасевич еще держится, хотя существовать ей осталось недолго. Она была построена в 1754–1771. Это была синагога оборонительного типа. Внутри есть настенная роспись, надписи, резьба XIX в. Сейчас это склад для Чортковского медицинского колледжа.

Фото с сайта shtetlroutes.eu

Есть и новая синагога по ул. Шевченко, 33. Построена в начале ХХ ст. австрийцем Гансом Гельдкремером. Здесь увлекают взгляд башни, башни, лепнина. А потому ее следует увидеть своими глазами. В советское время здесь существовал дворец творчества детей и юношества, но 10 лет назад его перенесли в другое помещение, ведь синагога нуждалась в ремонте, а средств у общины не было. Надеемся, что они найдутся, ведь Чортков древний город и может благодаря восстановлению памятников привлекать внимание туристов.

Фото с сайта shtetlroutes.eu

Также в городе есть 2 кладбища, где можно увидеть много могильных камней или как его еще называют мацевы.

Пробижна

Рядом с Чертковым лежит село Пробижная. Когда-то это был райцентр. Здесь тоже была синагога XIX в. Сейчас есть только стены, активно зарастающие растительностью. А по ул. Б. Хмельницкого можно увидеть еврейское кладбище, которое, как и во многих городах Галиции, местные называют «окописком».

Фото с сайта DW.com

Гусятин

В Гусятине жили евреи-хасиды. Большинство населения составляли именно евреи. Во второй половине ХІХ ст. местные евреи перестроили старый замок во дворец для местного раввина. Также была построена частная божница для него. Но началась Первая мировая война. Обстрел россиян города уничтожил этот памятник архитектуры, поэтому осталась лишь уникальная синагога. Она объединяет черты мавританского стиля и оборонной архитектуры. Ее построили в конце XVI века, перестраивали и реконструировали. В том числе, после Второй мировой войны. Правда, не для религиозных нужд, а для местного краеведческого музея. Со временем музей закрыли, а потому памятка дальше разрушается. В то же время она интересна своим видом и ее следует осмотреть.

Фото с сайта shtetlroutes.eu

Копычинцы

О жизни евреев в Копычинцах известно, что они жили здесь давно и составляли около трети населения. Здесь кстати жил еврей Яков Франк, объявивший себя мессией. Он создал новую религиозную секту своего имени, сочетающую христианство и иудаизм.

Фото с сайта shtetlroutes.eu

В поселке есть синагога, которая использовалась как вокзал, а сейчас это некий местный торговый центр. О том, что это была синагога, напоминают окна и силуэт здания. Рядом сооружение хедера. Сейчас пуст.

Фото с сайта DW.com

Хоростков

Здесь находится старый дом, где сейчас проживает местный священник и который похож на еврейскую синагогу, но это действительно так, или это просто еврейская божница, сказать сложно.

Гримайлов

В Гримайлове сохранились руины, а это толстые стены, решетки на окнах в виде звезды Давида, синагоги ХVII века. Когда-то она имела функцию защищать местных евреев и давать возможность молиться. Сейчас крыша отсутствует. Рядом и внутри растут деревья. Есть ниша для Торы. Сооружение выдержало напоры татар, но не сумело справиться с варварами ХХ ст., к которым относимся и мы с вами.

Фото с сайта shtetlroutes.eu

Збараж

В Збараже местная синагога не была разрушена, но успешно используется предпринимателями в качестве помещения для цеха водочного завода. Хорошо – это или нет, сказать сложно. Но лучше так, чем разрушенные стены, поросшие плющом и кустарником.

Среди дат постройки этого здания есть информация о 1537 году. Ее построили возле местного замка, что давало возможность спастись во время нападений врагов. Тем более что местные, польские власти, снисходительно относились к евреям, а значит, защищали их рядом с поляками. В 1765 году в Збараже проживало всего 910 евреев, а уже в 1880 году уже 3768 человек, а это примерно 50% горожан. Благодаря своему сегодняшнему расположению ее нельзя осмотреть изнутри, ведь охрана и все такое. Но здание сохранилось и это позитив.

Фото с сайта DW.com

Сатанов (Хмельницкая обл.)

Стоит посетить и этот городок на другой стороне Збруча, потому что все перечисленные здания синагог имеют много схожих черт с сатановской синагогой. Построена она в XVI веке. Возобновлена ​​киевскими меценатами в 2013-2014 гг. и благодаря энтузиазму местного жителя Бориса Слободянюка. Здание сейчас красуется пластиковыми окнами, но имеет много готических и ренессансных мотивов. В частности, бойницы и стены как наследство прошлых веков, когда она защищала местных евреев.

Фото с сайта shtetlroutes.eu

Итак, в Тернопольской области сохранилось значительное количество культовых сооружений еврейского меньшинства. В целом по Украине таких зданий около 1000. Надеемся, что местные власти со временем будут иметь средства и займутся реставрацией этих зданий.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.