Воскресенье, 28 апреля, 2024

Витражи неоготического костела Матери Божьей Неустанной Помощи в Тернополе до Первой мировой войны

Надеемся, что вы знаете об уничтожении памятников Тернополя и искренне сожалеете о них, как и мы. Подробнее о ценных архитектурных шедеврах нашего города, которые разрушила советская власть, читайте здесь, а о лучшей из них, а это неоготический костел Матери Божьей Неустанной Помощи, который был на месте универмага читайте здесь. Костел радовал слух своим органом, глаза шпилями и витражами. Именно о витражах этого храма подробнее расскажет издание ternopil-future.com.ua.

О строительстве костела

Как сообщает издание barwyszkla.pl, неоготический костел Матери Божьей Неустанной Помощи в Тернополе был построен в 1903-1908 годах по проекту архитектора Теодора Теофила Таловского. Одним из этих проектов был костел св. Елизаветы во Львове. Стильно и многими элементами своей конструкции тернопольский костёл был двойником Львова.

Интерьер храма. Фото с сайта Тернополяни

Историк искусства Марцин Бирнат из Кракова считает, что строительство этого костела было «рядом с костелом св. Елизаветы во Львове, самым монументальным начинанием в области сакрального искусства Галиции начала ХХ века». Костел в Тернополе высоко оценили современные искусствоведы и широкая общественность, а также католическая печать. Некоторые авторы ставят и ставят его даже выше уважаемого львовского храма. Вероятно, проект для Тернополя был выбран во время львовского конкурса, а отбор производил тогдашний священник и декан Тернополя о. Болеслав Твардовский, архиепископ Львовский в 1924-1944 гг. Он также решительно провел строительство, отделку и украшение нового храма. Уже пять лет спустя, 11 октября 1908 года костел торжественно освятил архиепископ Юзеф Бильчевский. Одной из первоочередных задач отец Б. Твардовский считал строительство и обустройство тарнопольского костела. Своеобразная конкуренция была и со строительством церкви св. Елизаветы во Львове. Имея более скромные финансовые возможности, о. Твардовскому удалось опередить львовян в украшении и отделке тернопольского костела. Это касается и витражей.

Неф

Окна и основные части костела

В неоготическом костеле в Тернополе, построенном в плане латинского креста, большие окна играли не только важную роль. Украсить их набором витражей было задачей внушительной, но и ответственной и дорогой. Витражи должны были придать колориту внешнему живописному силуэту, насыщенности цветов и полутонов во внутренней отделке. Комплекс окон тернопольского храма состоял из окон навы или нефа (продольная и поперечная часть пространства монументального сооружения, расположенная между рядами колонн, столбов, арок или между наружной стеной и продольной колоннадой или аркадой), трансепта (поперечный неф в базиликальных и крестоносных) пересекает под прямым углом основную продольную неву и выступает концами из общей массы сооружения (эти выступы называются оврагами трансепта), алтаря и огромной, почти восемь десятиметровой башни, возведенной у юго-западного угла невы. Асимметричную композицию главного фасада «…всю заполняла триада больших окон, середина которых врезана в плоскость фронтона». (М. Бирнат).

Стройная башня состояла из шести этажей, с семью большими и несколькими меньшими окнами, расположенными асимметрично. С каждой стороны невы было по три высоких прямоугольных полукруглых закрытых окна, в верхней части обогащенных узорами. Под ними были маленькие круглые окна. Вызвали восхищение два огромных живописных окна на фасаде передних рамён трансепта, каждое из которых было увенчано большой круглой розеткой. Над пересечением невы и трансепта построен большой купол, увенчанный восьмигранным фонарем со стройной макушкой и шпилем. В куполе пробиты четыре больших арочных окна. В алтаре было шесть высоких прямоугольных окон, запертых полукругом, с узорами, и три меньших круглых окон. Одно из круглых окон было над главным алтарем, а два других – у входа в алтарь из корпуса храма. С каждой стороны невы было по три высоких прямоугольных полукруглых закрытых окна, в верхней части обогащенных узорами. Под ними были маленькие круглые окна.

Трансепт

Вызвали восхищение два огромных живописных окна на фасаде передних рамён трансепта, каждое из которых увенчано большой круглой розеткой. Над пересечением невы и трансепта построен большой купол, увенчанный восьмигранным фонарем со стройной макушкой и шпилем. В куполе пробиты четыре больших арочных окна.

В алтаре было шесть высоких прямоугольных окон, запертых полукругом, с узорами, и три меньших круглых окон. Одно из круглых окон было над главным алтарем, а два других – у входа в алтарь из корпуса храма. С каждой стороны невы было по три высоких прямоугольных полукруглых закрытых окна, в верхней части обогащенных узорами. Под ними были маленькие круглые окна.

Силуэт костела выглядел чрезвычайно ажурным благодаря многочисленным пристройкам и многочисленным меньшим и большим окнам в часовнях.

Интерьер храма. Фото с сайта 20 мин.

Орган, скульптуры, икона

Еще перед Первой мировой войной построили орган, в алтарях поставили несколько мраморных скульптур высокого художественного качества, а на башне повесили четыре колокола, вылиты на фабрике Кароля Шваби в Белой. Во временном главном алтаре хранилась чудотворная икона Матери Божьей Неустанной Помощи, переданная из костела отцов доминиканцев.

Интерьер храма. Фото с сайта Газета Місто

Витражи

Уже в 1908 году в окнах трансепта и пресвитерии были установлены первые витражи. Часть витражей подарили представители тернопольского общества (например, семья Созанских). У священника Б. Твардовского не было сомнений в выборе фабрики-производителя. С самого начала он обратился в краковскую фабрику витражей, художественного остекления и стеклянной мозаики Żeleński SG. Никогда, вплоть до сентября 1939 г., ни о. Твардовский и его преемники не отказывались от сотрудничества с этим заводом.

Первые шесть фигурных витражей с мотивами Лоретанской литании, а именно с фигурами ангелов, играющих на музыкальных инструментах и ​​держащих повязки с текстом литании, были изготовлены до июня 1908 года. Фигуры ангелов были созданы по образцу картин Яна Матейко в пресвитерии костела св. Марии в Кракове. В трех меньших круглых окнах тоже вставили витражи. Центральная была над главным алтарем. На витраже был изображен голубь Святого Духа. В октябре 1908 г. журнал “Nasz Kraj” сообщал, что “… витражи, изготовленные на фабрике Желенского с мотивами Матейковского в пресвитерии, основаны на росписях костела Св. Марии в Кракове”. В нижней части этих витражей добавлены гербы доноров и надписи.

Вітражи. Фото с сайта Вікіпедія

Работа художников

В 1913 году большие окна трансепта были украшены витражами. Для оформления картонных коробок приход искал известных художников. Темой витражей должны быть сцены из жизни Пресвятой Богородицы, а именно Успения Пресвятой Богородицы и Введение Пресвятой Богородицы в храм.

Картонную коробку первого заказали у Стефана Матейко, второго – у Феликса Выгживальского. Стефан Матейко также спроектировал два витража для боковой часовни при пресвитерии с изображением св. Станислава Кости и св. Князя Казимира. Место, где был размещен еще один витраж «Сретение Христа в храме», неизвестно. Имя художника – подрядчика также не установлено. Это также мог быть Стефан Матейко, а витраж должен был быть изготовлен в 1908 году вместе с витражами в пресбитерии.

В феврале 1913 г. Витражный отдел фабрики Желенского направил в Тернополь предложение сделать витраж «Успения Пресвятой Богородицы», и в апреле того года о. Б. Твардовский получил от Ф. Выгживальского эскизы этого витража. Лишь в ноябре священник прислал художнику свои замечания, предлагая изменить композицию, сделать фигуру Матери Божьей более стройной, поместить фундационную надпись и герб Корчак. В 1913-1914 гг. оба витража в трансепте были изготовлены из стекла и установлены в Тернопольском костеле.

Витражи в больших окнах проходов были сделаны из соборного стекла только с цветочной дорожкой, с мотивами лилий, виноградной лозы, ипомеи. В небольших циркульных окошках приделов были размещены витражи с медальонами, в которых содержались изображения чудотворных образов Богоматери – Ченстоховской, Надвратной, Благодатной, Пресвятой Богородицы, Кохавинской, Матери Божьей Рокитнянской и Матери Божьей Подкаменской. Выбор чудотворных образов был не случайным, а подчинен четкому мнению и носил национально-исторический, а также локальный характер. Ну а рядом с общенациональными образами Матери Божьей Ченстоховской и Брама Звездной есть образ Матери Божьей Граций, Покровительницы Львовской кафедры и архиепархии, и образ Матери Божьей Кохавской, культ которой расцвет также во Львовской архиепархии.

Интерьер храма. Фото с сайта Тернополяны

Следовательно, в результате упорного труда о. Б. Твардовского был создан впечатляющий комплекс витражей, сыгравший важную роль в стилевом оформлении всего интерьера тернопольского костела. Он был стильно унифицирован и изготовлен на высоком художественном уровне на известной краковской фабрике SG Żeleński по эскизам известных художников Стефана Матейко и Феликса Вигрживальского.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.