Наша жизнь – это в известной степени вера. Вера в свое лучшее будущее, безоблачную жизнь детей, в победу над врагами, в успешную карьеру, здоровое и счастливое существование на протяжении многих лет. Иногда поддерживать эту веру нам помогает религия. И как бы вы ни относились к церкви, к которой из них ни принадлежали, уверены, что вы понимаете, что часто эта религия крепится за счет строительства новых храмов. Об одном из них, который был построен в Тернополе и играл значительную роль в развитии украинского национального сознания расскажет издание ternopil-future.com.ua.
Важность святынь
Как сообщает издание poglyad, святыни всегда играли важную роль для верующих. Только вспомните крестовые походы за Гробом Господним в Иерусалим, Ватикан, киевские святыни, Почаев, Зарваницу, Святогорскую лавру, Мгарский монастырь, Собор Рождества Богородицы в Козельце. И это только христианские святыни. А есть еще Мекка и Медина – святыни мусульман. К этому прибавьте святые места буддистов, индуистов, иудеев и других религиозных меньшинств. Таких важных для верующих мест в мире много.
Монастырская церковь на Рогатке
Важную роль сыграла для украинцев святыня Тернополя, которая размещалась на улице князя Острожского. Дело в том, что именно на этой окраине города существовала так называемая «рогатка», то есть место пропуска и сбора пошлин с купцов и жителей окрестных поселений. И здесь в 1636 г. возникла монастырская церковь. Она третья в Тернополе по времени существования и принадлежит к древнейшим в городе. Ее размещение, величие, красота ансамбля поражают. Она носит имя Божией Матери и ее Успения. Поэтому въезжая и выезжая из Тернополя, каждый попадает под покров Пресвятой Богородицы. И это – глубоко символично.
История церкви
Начало этой церкви было заложено в начале 17 в. Завершено строительство в 1636 г. В этот год храм был освящен и передано ему Евангелие львовского издания. На книге сделана надпись «Года Божия 1636 при государстве Фомы Замойского (тогдашний владелец Тернополя). По Иеремии Тисаровского, епископа Львовского, отдан в новую церковь Успения на пригороде Тернополя…». Как большинство храмов того времени церковь была сооружена из дерева, которого в то время было достаточно в окрестностях города. В частности, буковые, дубовые леса густо окружали наш город. Не зря вокруг Тернополя столько населенных пунктов под названием Гаи.
Следует сказать, что в это время церковь активно развивалась. Этому способствовала Брестская уния, объединившая православную и католическую церковь в Галиции и Волыни. Еще одним из факторов, повлиявших на развитие церкви, стали киевские архипастыри, греко-католические митрополиты Лев Кошка, Атаназим Шептицкий и Лев Шептицкий.
Значительное влияние на развитие религиозной жизни в тернопольской церкви Успения Пресвятой Богородицы произошло после того, как ее начали опекать отцы-василиане. В это время она стала называться Монастырской. С 1672 г. здесь жил в монастыре монах Макарий. Монастырь василиан был закрыта до конца XIX в. (возможно 18 в.), ведь по данным историков в 1744 г. церковь была передана для пастырства светскому священнику.
Пожар 1832 г. уничтожил в городе много домов, а также деревянную церковь. Поэтому в 1836 г. городская община отстроила новую церковь, на этот раз каменную, или как тогда называли каменную византийского стиля. Имела три византийских купола из тесаного камня: внизу четырехугольная, вверху восьмигранная и завершалась куполом. Колокольня была построена уже в 1877 г. в романском стиле. У дверей церкви стояли три статуи: Петра, Иисуса Христа и Павла. Колокольня имела колокол весом 20 тонн.
Церковь имела въезд через арку колокольни. В ночное время такие ворота закрывались, но была калитка, через которую можно было пройти по аллее к деревянной часовне. В более поздние времена ее перестроили в каменную.
Кладбище возле церкви
Возле церкви находилось кладбище, которое сейчас скрывает здание старой пятиэтажки сталинского типа. В этом городе были похоронены выдающиеся тернопольские мещане, военные, участвовавшие в Наполеоновской кампании начала XIX в. В частности, история подсказывает нам фамилию о. Петра Билинского (священника), Евстахия Прокопчица (первого директора первой тернопольской гимназии).
Во второй половине ХІХ ст. было заложено новое кладбище на Микулинецком холме. А потому после этого старое кладбище не использовалось для захоронения. Исключение было сделано в 1941 г. для Льва Пачовского, сына священника. Его убил немецкий солдат в Монастырской церкви в день оккупации Тернополя фашистами, а именно 2 июля. Немец спросил молодого человека на польском языке: “Ты католик? Клякай, пойдешь к небу». И после этого убил мужчину.
ХХ ст. и церковь
В начале ХХ ст. в церковь прибыли отцы-редемптористы из Бельгии. Это монашеский орден, основанный в Италии в середине 18 в. Миссией ордена были проповеднические миссии и духовное служение среди людей. Чтобы это произошло, Андрею Шептицкому пришлось во время посещения украинцев Канады пригласить на работу бельгийских редемптористов которые проповедовали среди переселенцев из Украины. Во время первой мировой войны российские власти пытались выпроводить этот монашеский орден из Тернополя, но им это не удалось, ведь они были бельгийцами, а эта страна несмотря на то, что была оккупирована, была союзницей Антанты.
В 1931 г. начались работы в дьяковке – это старенький дом, который стоял возле церкви и использовался для репетиций хора. После реконструкции и установки перегородок здание превратилось в кельи для монахов. Так был начат монастырь. Также была полностью реконструирована деревянная часовня на кладбище. Вместо нее построили каменную. Денежные средства на ремонт, а это 1000 долларов, дал знакомый французский аристократ.
Дерево из дуба на миссионерский крест было подарено Семеном Сеньковским. Распятие было из камня в размер человека. Вес и величина такого креста заставили запрячь у повозки 3-и пары лошадей. Рядом на конях ехали ребята в народной одежде. Крест был украшен цветами.
Религиозная жизнь в этой части Тернополя активизировалась, поэтому возникла необходимость строить новое помещение для церкви, которое было мало для вмещения большого количества прихожан. Денег не было, но было желание перемен, поэтому люди приходили сами и работали утром или вечером. Люди носили кирпич, камни, леса, песок или известь. Ели утренний завтрак, который принесли из дома и уходили на работу или учебу. Руководил работами инженер п. Соневицюкий и п. Фалендыш. Через некоторое время выросла святыня с башнями, отдельными входами, каменной лестницей.
Не менее быстро прошли работы внутри храма. А именно облицовка, изготовление скамеек, завершение иконостаса, работы на полу, подготовка к раскрашиванию церкви.
Значительную работу выполняли монахи. А именно помогали на кухне, занимались огородничеством, поддерживали порядок в церкви. Кроме этого они совершали поездки в деревни для проповедования религии. Часто приходилось добираться в поезде, а потом еще день на телеге. Погода также не способствовала их работе. В деревне они жили по 2-3 в комнате, которую им предоставил священник.
В сентябре 1939 г. пришла советская власть. Большевистская репрессивная машина начала уничтожать все, что связано с религией. Однажды советский офицер произнес речь перед церковью, а в конце, после того как закончил антирелигиозную речь, сказал: «Чтобы вас здесь до утра не было, а то всех расстреляем». В декабре 1940 г. был арестован о. Михаила Перетятко, которого обвинили в проведении процессии по улицам Тернополя. Мероприятие было названо антисоветским.
Вторая оккупация Тернополя советской властью
Во время боев за город многие здания были разрушены артиллерией и авиацией. На колокольне церкви сидел корректировщик огня и наблюдал за окружающей ситуацией. Ночью он спускался вниз и общался с монахами о войне. Борьба за город продолжалась, поэтому священнослужителям приходилось прятаться в пивной монастыря. Когда обстрелы прекращались, они выходили во двор и убирали двор от обломков и земли. В результате боев в церкви были разрушены крест и часть центральной бани. Один из снарядов разорвался в северной части храма, пробив три отверстия в стене святилища. Но иконы, престол не пострадали. После войны отверстия закрыли крышей и поставили новый крест.
Бои повлекли за собой большое количество погибших, а потому солдат хоронили в больших братских могилах на кладбище монастыря по 50-100 человек в одном. Въезд был со стороны улицы Замонастырской.
После войны церковь была закрыта. Монахи покинули ее. Дальше ее открывали и закрывали. Парохами были так называемые «подписанные» священники. Но борьба с религией продолжалась, и на этом этапе возникла мысль об уничтожении и этого храма.
Уничтожение храма и его восстановление
Историк Богдан Остап’юк писал: «в мае 1962 г. начали разбирать часовню возле кладбища. Далее трактор 28 мая уничтожил баню на колокольне. Руководитель уничтожения здания на вопрос зачем уничтожать красоту города ответил, что «это строили попы, разберем, сделаем здесь двор». Часовня и колокольня были разобраны до 25 августа. Далее начали сбрасывать крест с бани, начали разрушать церковь изнутри, ломали иконы, срывали пол, металлическую крышу, делали дырки в стенах и закладывали мины. 18 октября в 17.00 раздалось 8 взрывов, но храм устоял, хотя был полуразрушен.
Для того чтобы показать, что здание было аварийным пришли два человека с фотоаппаратом и сделали фото. Ведь миру нужно было показать, что оно было разрушено войной.
С 18 ноября снова начали делать дыры и закладывать взрывчатку. 19 ноября, в понедельник в 7:30 при поддержке милиции и армии произошел следующий взрыв. Люди плакали, милиция их отгоняла, после взрыва пошел дождь. Природа приобщилась к печали.
Затем подъехал экскаватор и начал дальше валить остатки стен. На месте церкви построили сквер.
Но люди не забыли о храме и в августе 1990 года на месте бывшей Монастырской церкви Успения первоначально был установлено крест и статую Матери Божьей. В июле 1991 г. было начато строительство часовни, а затем и храма. 22 августа завершено строительство колокольни. Летом 1993 г. завершены работы в церкви. В 1995 году завершено строительство монастыря.
Итак, это история Монастырской церкви Успения Пресвятой Богородицы.