В Тернопольской области 230 деревянных культовых сооружений. Из них 168 – церквей. Старинные. Намолены не одним поколением. Общины делают все для того, чтобы сберечь их. Ибо это не просто история, это молитва сквозь столетие.
Каждая деревянная церковь – уникальна по-своему. О пятерке – на сайте ternopil-future.
1. Церковь Святого Николая («Церковь Роксоланы»)
Фото Андрия Сэнько.
Греко-католическая деревянная святыня, возведенная в Надречном на Бережанщине.
По преданию старожилов, этот храм люди когда-то купили в Рогатине Ивано-Франковской области. Рассказывают, что в его стенах даже крестили Настю Лисовскую, которой суждено было стать Роксоланой. Поэтому в народе святыню называют «Церковью Роксоланы». На одном из брусьев сруба вырезан год ее постройки «1777».
Здание привезли в Надречное и собрали, очевидно, на месте предыдущей деревянной церкви.
По другой же, более мистической версии, храм в разобранном виде везли волами в какое-то из сел нынешней Львовщины. Но в Надречном, на склоне горы, волы стали как вкопанные. Люди восприняли это как знак с неба и приняли решение оставить церковь на этом месте и в этой деревне.
Говорят, одним из первых священников в трезубом приходском храме был о. И. Литвинович – отец митрополита Спиридона Литвиновича.
Советские власти в июле 1964-го закрыли святыню. Надречнянцы молились у стен. Дверь храма снова открылась только в 1989-м. Но время уже сделало свое: через старое покрытие протекала дощевка… Реконструкция крыши церкви была завершена в сентябре 2021-го.
Отправления в святыне, не менее 245 лет, проводят только на большие религиозные праздники.
2. Церковь Воздвижения Честного Креста
Маленькая деревянная церковь УГКЦ. Возведена в 1742 году на месте бывшего храма. Стоит на холме в живописном Плихове на Бережанщины. Жмется среди старых каменных крестов с резными распятиями…
В советский период была закрыта, люди ходили в храм в Поморянах и Жукове.
Деревянную святыню со временем прихожане немного осовременили. Стены под опаской обшили деревянной вагонкой. Подготавливали и деревянную колокольню.
3. Церковь Святого Димитрия
Одна из старейших деревянных церквей Тернопольщины, которая за свой почти 600-летний возраст дважды меняла месторасположение.
По преданию, в Киданцы, что на Збаражчыне, святыня попала из Волыни, где уже к тому времени простояла почти 200 лет. Годом переноса храма можно считать 1648-ой, поскольку им датировано Евангелие, сохранившееся до сих пор. Тем же летом датируется и книга Минея, из которой совершаются другие богослужения.
Сначала церковь стояла среди леса на одном из холмов Толтров (современная Лысая гора). Когда же из-за татарских набегов село несколько сместилось на юг в низину, на более безопасное место, то святыня была перенесена вниз. Местность ту люди, рассказывают, по имени первого поселенца Марка назвали Марковщиной.
В 1908 году с визитом в Киданцах был Митрополит Андрей Шептицкий. Вероятно, предстоятель УГКЦ посещал церковь и в 1914-м, когда освятил место под храм в Романовом Селе, поскольку это был один приход.
В начале 90-х годов святыня пострадала от рук вандалов, вырезавшых и похитившых все старинные иконы, расположенные на внешних стенах вокруг церкви. Воров так и не нашли и реликвий не вернули.
Одноэтажная церковь ютится на местном кладбище. Имеет один купол над центральной навой и опояс – чердак, расположенный по периметру храма. Архитекторы подчеркивают: это давний украинский элемент, очень отличающий храмы, возведенные по украинским традициям. В ХVІІ веке под влиянием РПЦ новые деревянные церкви уже строились без народных элементов украинской архитектуры – опоясов.
4. Церковь святого Великомученика Димитрия
Архитектурная жемчужина деревянного зодчества, расположенная в селе Козяры на Подволочищене. По преданию, храм в село перевезли из Карпат и сложили без всякого гвоздя.
Датой возведения церкви на основании шематизмов учитывали 1785-ый. Все сменила неожиданная находка в 1958 году. Во время ремонта в верхней части закругленной бани была обнаружена надпись на греческом языке, свидетельствующая, что святыни построили в 1645-м.
Особенностью греко-католической церкви является отсутствие каких-либо пристроек, а также единственный вход с севера в притвор. Годами богослужения в ней разрешали проводить только в Рождество и Пасху.
5. Церковь Святого Архистратига Михаила
Святыню в 1767-м возвели в Горынке, что в Кременецком районе. В последний раз ее реставрировали в 1926-м. Интересен храм тем, что кроме трех основных частей – алтарь, сама церковь, притвор – в его состав входит еще и колокольня.
Как-то буря сорвала противень с купола святыни. Несколько лет храм был открыт, внутрь попадала вода, балки прогнили, упали на своды… Здание начало разрушаться.
Горинчане построили новую церковь, а эту планировали завалить. В планы вмешался православный священник о. Михаил Найко. В Залужье на Збаражчыне, на Чернечей горе, совместно с Национальным заповедником «Замки Тернопольщины» он инициировал создание музея сакральной архитектуры. 245-летняя деревянная церковь из Горынки должна стать первым экспонатом скансера.
В 2011 году о. Михаил вместе с единомышленниками взялись самостоятельно разбирать старинный храм, чтобы перевезти. На куполе нашли древнюю уникальную роспись: сверху – ангелы, а внизу – евангелисты, а еще – элементы старинной резьбы, скульптур, деньги царской России и УНР. Все это планируют выставлять в будущем музее.
В 2013 году на Чернечей горе залили фундамент. Во время ремонтных работ, говорят, было обнаружено большое подвальное помещение. Решили сделать еще подземную церковь.
А в конце августа 2018-го Украину облетела история о том, как вандалы разжигали костер для жарки шашлыков и мастерили лавки и стол из балок старинной церкви.